Статьи

Методика Ривина – эффективный инструмент взаимообучения.

АНО ДО «Образовательный центр «Орион»: применение методики А. Г. Ривина в современных школах
Вспомните свои школьные годы: отличники и хорошисты сидят на первых партах и активно взаимодействуют с педагогом, на “галерке” расположились шумные троечники, которые занимаются чем угодно, кроме учебы. Учитель преподает материал одинаково для всех, не пытаясь выровнять уровень знаний этих двух групп школьников. Так от предмета к предмету, от года к году между детьми растет социальная пропасть. Можно ли этого избежать? Можно ли сделать процесс обучения в классе качественным, эффективным и интересным для всех? Можно!
В далеком 1911 г. педагог-новатор Александр Григорьевич Ривин задумался над проблемой несоответствия методики преподавания и уровня базовых знаний учеников в рамках одного класса. Чем выше уровень индивидуального развития ребенка, тем быстрее он усваивает материал и активнее взаимодействует с учителем и одноклассниками. Чем ниже этот уровень, тем больше ребенок “закрывается”, и тем хуже становится его успеваемость.
В 1918 г. Ривин собрал группу из 30 детей от 10 до 16 лет: одна часть учеников не умела читать и писать, другая – могла свободно дискутировать на разные темы. Чтобы максимально вовлечь всех детей в образовательный процесс, Александр Григорьевич подавал материал таким образом, что ученики не могли усвоить его в одиночку. Им необходимо было взаимодействовать друг с другом в периодически меняющихся парах и группах. В процессе изучения темы ученики обменивались между собой знаниями и идеями. Такое взаимообучение позволило им лучше понять и усвоить материал. За 10 месяцев занятий ребята достигли большего прогресса, чем за 3-4 года обучения в обычных школах. Дети, которые не умели читать и писать, стали выступать с докладами о творчестве Пушкина, Толстого и Гоголя, рассуждать на философские и исторические темы, научились быстро считать и решать задачи.
Ривин организовал процесс взаимообучения следующим образом:

  1. Каждый студент получил индивидуальный текст для изучения.
  2. Ученики разбились на пары и самостоятельно решили, какой текст в паре будут разбирать первым.
  3. Первый студент читал вслух первый абзац своего текста, второй – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они обсуждали прочитанное между собой: уточняли термины, формулировали главную мысль и давали название абзацу. Первый студент фиксировал итоги обсуждения в своей тетради.
  4. Второй студент зачитывал свой абзац, а первый – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они снова обсудили прочитанное, уточнили термины, сформулировали главную мысль и название абзаца. Итоги обсуждения второй студент зафиксировал в своей тетради.
  5. После того, как первый абзац каждого текста в каждой двойке учеников был полностью разобран, студенты поменялись парами.
  6. Внутри новообразовавшейся пары ученики решили, чей текст они будут обсуждать сначала.
  7. Первый студент своими словами рассказал новому напарнику содержание своего первого абзаца. После обсуждения второй студент рассказал о своем первом абзаце.
  8. Ученики в каждой паре перешли ко второму абзацу своих текстов. Обработали их аналогичным образом и поменялись напарниками.
  9. Процесс повторялся до тех пор, пока все абзацы каждого текста не были полностью разобраны.
  10. Для закрепления материала и систематизации полученных знаний ученики пересказывали полностью разобранные тексты учителю.
Методика Ривина известна во всем мире и успешно применяется в различных учебных заведениях. Благодаря ей в классах создается благоприятная и мотивирующая атмосфера. Студенты на занятиях ведут продуктивные дискуссии, вежливо и аргументированно доказывают свою точку зрения. Метод Ривина учит слушать и слышать друг друга, помогает искать компромиссы. Дополнительными плюсы методики: увеличение словарного запаса и приобретение навыка беглого чтения, что особенно актуально для детей младшего школьного возраста.
Применение методики взаимообучения А. Г. Ривина – эффективный способ повышения качества образования в классе.
Педагогические технологии и методики