Статьи

Онбординг в образовании.

Применение концепции онбординга в оффлайн и онлайн образовании.
Переход из детского сада в школу, из начальной школы в среднюю, из средней в старшую, из одного учебного заведения в другое, от оффлайн образования к онлайн или наоборот – все это огромный стресс для ребенка. Чтобы сохранить интерес к учебе и высокую успеваемость, детям необходимо адаптироваться к изменившимся условиям. Процесс адаптации занимает в среднем 3-6 месяцев. Отсутствие контроля адаптации студентов приводит к таким негативным последствиям как: снижение успеваемости и мотивации, депрессии и развитию заболеваний, связанных с высоким уровнем стресса. Онбординг, как составная часть процесса адаптации, позволяет минимизировать эти риски.
«Onboarding» – это американский термин, который обозначает инструмент адаптации человека к изменившейся социальной среде. Применение онбординга в сфере образования позволяет быстро и без стресса разобраться в требованиях образовательного учреждения, понять механизм выставления отметок, наладить контакт с педагогами и студентами. Онбординг создает комфортную и безопасную образовательную среду для ребенка и настраивает его на обучение
Концепцию успешного онбординга можно представить в виде пирамиды, аналогичной иерархической модели потребностей человека по Абрахаму Маслоу: в основании располагаются базовые адаптационные потребности студентов; на вершине – долгосрочная цель адаптации; переход из нижнего блока в верхний осуществляется по мере удовлетворения обозначенных потребностей.
Четыре основных адаптационных блока включают в себя слудующие потребности:

  1. Базовые потребности ребенка, связанные с пониманием физического устройства учебного заведения: расположение корпусов на территории образовательного учреждения, столовой и туалетов, учебных кабинетов, противопожарных выходов и т. д.
  2. Социальные потребности ребенка, связанные с руководством и наставничеством: знакомство и налаживание связи студентов с сотрудниками образовательного центра.
  3. Социальные потребности ребенка, связанные с социализацией в группе сверстников: знакомство студента с клубами, кружками, секциями и запланированными внеобразовательными активностями.
  4. Потребность в индивидуальной самореализации ребенка – долгосрочная цель, которая будет достигнута по завершению процесса обучения.
Для онбординга при онлайн-образовании структура блоков пирамиды будет иной:

  1. Блок социальной адаптации: знакомит студента с преподавателями, кураторами, тьютором и одногруппниками; расписанием занятий; правилами общения и поведения во время занятий, а также в чатах и онлайн-группах. Главная задача блока – сформировать четкое понимание того, как будет проходить образовательный процесс, и с какими вопросами к кому обращаться.
  2. Блок технической адаптации: знакомит студента с образовательной онлайн-платформой и личным кабинетом, перечнем необходимых технических устройств и их характеристик, а также с программами, которые необходимо установить на гаджеты. Кроме того, в этом блоке рассказывается о том, как сдавать домашние задания: какой формат файлов использовать, сколько они должны весить, как и куда их прикреплять и т. д. Можно рассказать об основных технических ошибках и способах их самостоятельного решения.
  3. Блок адаптации к учебной программе: помогает студенту определиться с личными образовательными целями; сосредоточиться на «прокачке» необходимых навыков; научиться самостоятельно искать и обрабатывать информацию и т.д. В данный блок входят квизы, самостоятельные задания, воркшопы, сторителлинги и т.п.
  4. Блок индивидуальной самореализации ребенка – глубокое погружение студентов в осваиваемый навык. Здесь можно рассказать о том, как выбрать будущую профессию и монетизировать имеющиеся навыки, составить индивидуальную карту развития студента после окончания общеразвивающего курса и т.д.
Адаптационные активности онбординга проводятся в следующих форматах:

  • Студентам дается ряд задач, в ходе выполнения которых они знакомятся с образовательной средой.
  • Студентам выдается чек-лист, выполняя пункты которого они знакомятся с образовательной средой.
  • Студентам выдается доступ к видеоматериалам, знакомящим их с особенностями образовательной среды.
  • Проведение онлайн- и оффлайн-встреч со студентами, во время которых обсуждаются особенности образовательной среды.
  • Конкурсы и викторины, на которых в игровой форме студенты знакомятся с особенностями образовательной среды.
  • Выдача инструкций и памяток студентам в электронном виде и на бумажных носителях.
  • Использование социальных сетей и ведение специальных студенческих чатов, в которых рассказывается об особенностях образовательной среды.
  • Использование ботов – автоматизированных помощников студентов, которые по запросу выдают адаптационные материалы и отвечают на вопросы.
В 2017 г. Университет Беркли в Калифорнии провел исследование «The Effectiveness of a New Student Orientation Program in a High School», результаты которого были опубликованы в журнале «Educational Psychology»: 100 школ, которые внедрили программу онбординга для новых учащихся, имели более высокую вовлеченность студентов в образовательный процесс, чем школы, без программы онбординга.
В 2019 г. Университет Пенсильвании провел исследование «Current Practices in New Student Orientation in High Schools», результаты которого были опубликованы в журнале «Educational Administration Quarterly»: 100 школ, которые внедрили программу онбординга для новых учащихся, имели более низкий уровень «текучести» студентов, чем школы без программ онбординга.
В 2020 г. МГУ провел исследование «Влияние программы адаптации новых учащихся на успеваемость и вовлеченность в обучение», результаты которого были опубликованы в журнале «Педагогика»: 50 новых студентов, прошедших программу онбординга, испытывали меньший уровень стресса по сравнению с абитуриентами, не получавшими поддержку во время адаптации.
Также в 2020 г. Высшая школа экономики провела эксперимент с участием 48 учеников 6 классов: студенты, готовившиеся к олимпиаде по математике с программой онбординга, показали более высокий средний балл - 8,7 балла против 8,1 балла у студентов без онбординга. Кроме того, студенты из группы с онбординг-поддержкой отметили большую удовлетворенность образовательным процессом, чем студенты без онбординговой поддержки.
Таким образом, внедрение программы онбординга в образовательный процесс:

  • Повышает уровень комфорта и снижает уровень стресса у детей: они четко понимают физическую и социальную организацию учебного заведения; понимают все тонкости и правила образовательного процесса.
  • Повышает успеваемость и положительно сказывается на динамике достижения образовательных результатов: дети не отвлекаются на решение организационных вопросов во время занятий; комфортная образовательная среда способствует лучшей усвоиваемости материала и обеспечивает большую вовлеченность студентов в образовательный процесс.
Онлайн-образование