Одна из проблем педагогики – закрепление за учениками штампов: «троечник», «неспособный», «умничка» и т.п. Это не позволяет оценить реальные способности ребенка. Все дети, безусловно, разные, но это не означает, что кто-то из них способен хорошо учиться, а кто-то – нет. Каждый ребенок способен усвоить учебный материал на «отлично» и блестяще применить полученные знания за стенами школы. Для этого достаточно заинтересовать, вовлечь и удержать внимание учеников, но сделать это при традиционном подходе к преподаванию очень трудно.
Виктор Федорович Шаталов – педагог-новатор, заслуженный и народный учитель, отмеченный орденом «Знак Почета», – утверждал, что необучаемых детей не бывает и создал эффективную методику, намного опередившую свое время. Ее знают и используют во всем мире для обучения детей и взрослых.
Примеры опорных конспектов:
Ключевыми особенностями методики являются:
- Интенсивность. Из учебников «выжимается» вся «вода», исключаются второстепенные детали, отвлекающие внимание от сути. Это позволяет гораздо быстрее освоить программу: то, что рассчитано на 3 года изучения, проходится за 2 без потери в качестве знаний.
- Преподавание от общего к частному. В классической образовательной системе информация дается линейно: от темы к теме, от частного к общему. Это не соответствует естественному механизму восприятия окружающего мира – мы сначала видим общую картину, а потом уже рассматриваем детали. Ребенок не обладает знаниями и представлениями взрослого. Если давать детям информацию по кусочкам, не известно, сложится ли у них целостная картина. Без понимания общего, учеба превращается в бездумное «зазубривание» частного.
- Использование опорных сигналов и блок-схем для подачи теоретического материала. Виктор Федорович считал, что традиционная система подачи материала не задействует все возможности для его запоминания: крайне мало опоры на зрительную памать и совсем не используются ассоции. Опорные сигналы – это информация, поданная в ярких и необычных вербально-графических формах. Именно опорные сигналы стали основой современных «интеллектуальных карт» («mind maps»). При этом опорные карты были составлены так, что в последствии они логически соединялись между собой, образуя опорный конспект.
О методике Шаталова можно рассказывать бесконечно, ведь она включает в себя более 200 пунктов, охватывающих и обратрую связь между педагогом и учениками, и рекомендации для родителей, и создание благоприятной атмосферы в классе и многое другое. Но лучше всего об эффективности ее применения говорят цифры: в первом эксперементальном классе Виктора Федоровича было 33 «неспособных» ученика, на которых никто не захотел тратить время. Каждый ребенок из этой группы успешно окончил школу и поступил в институт. При этом 17 студентов получали повышенную стипендию, а 12 впоследствии стали докторами наук. Разработанная еще в 1970-х годах эта методика до сих пор не утратила своей актуальности и стала основой многих современных педагогических техник.