Статьи

Метод “Фишбоун”: развитие критического мышления у детей.

Как использовать фишбоун на уроках
Данный метод был разработан в 1952 г. профессором Каору Исикавой для логического анализа и улучшения процессов в промышленности Японии. Официальное название метода «Причинно-следственная диаграмма Исикавы». Визуально незаполненная диаграмма напоминает рыбий скелет. Поэтому за методом Исикавы закрпепилось название «Fishbone Diagram» – диаграмма рыбьей кости.
Образец незаполненной горизонтальной диаграммы Исикавы:
«Фишбоун» – это графическое представление причинно-следственных связей исследуемой ситуации. При этом предложенная визуальная схема настолько универсальна, что с ее помощью можно проанализировать любую проблему. Именно поэтому диаграмма Исикавы очень быстро вышла за пределы сферы промышленности и сейчас широко применяется в образовании.
Классическая схема «Фишбоун» имеет горизонтальное расположение. От «головы-проблемы» к «хвосту-выводам» протягивается прямая линия «позвоночника», из которого вертикально или под небольшим наклоном расходятся верхние «ребра-причины» и нижние «ребра-факты».
Каждый блок схемы «рыбьего скелета» имеет свои особенности:

«Голова рыбы» – в нее записывается исследуемая проблема или вопрос. Это может быть как и общая тема урока, так и определенная ее часть. Например, «однородные члены предложения», «образование множественной формы существительных в английском языке», «взаимодействие природы и общества», «почему у человека должна быть цель в жизни?», «что значит быть гражданином?», «трудно ли совершить героический поступок?» и т.д.

«Верхние ребра» – причины возникновения проблемы. Самая главная причина располагается ближе к голове, самая незначительная – к «хвосту». Если необходимо указать не только причины, но и факторы, которые на них влияют, к основным ребрам добавляют горизонтальные черточки.
«Нижние ребра» – факты, аргументы. Также могут быть усложнены добавлением горизонтальных черточек. Есть темы, которые требуют дополненных «верхних и нижних ребер». Например, занятие, посвященное единицам измерения, можно представить в виде «рыбьего скелета» с «верхним ребром» – длина и «нижним ребром» – масса. На горизонтальных черточках этих ребер будут обозначены «мм», «см», «м» и «мг», «г», «кг» соответственно.
«Рыбий хвост» – итог, вывод. Результат, к которому пришли в процессе заполнения и анализа «верхних и нижних ребер».
Таким образом, причинно-следственную диаграмму можно упрощать или усложнять, адаптируя под изучаемую дисциплину, анализируемую тему или ее часть.
С помощью вертикальной диаграммы «Фишбоун» можно сравнить, как одну и ту же ситуацию видят разные ее участники: в «голове» обозначаем ситуацию; слева перечисляем ее участников; справа – мнение каждого участника о ситуации; в «хвосте», после анализа полученных результатов, обозначим вывод.
Вертикальное расположение «Fishbone Diagram» также подходит для сравнения объектов («чем тропики отличаются от субтропиков?») и выявления плюсов и минусов явления («земное притяжение – это хорошо или плохо?»).
Ошибочно полагать, что «Фишбоун» эффективно применять только на гуманитарных предметах. С его помощью можно легко и наглядно объяснить многогранники, пропорцию, признаки делимости и многое другое.
Диаграмму Исикавы можно использовать в качестве:

  • Группового, парного или индивидуального исследовательского задания на уроке.
  • Опорного конспекта занятия.
  • Самостоятельной проверки пройденной темы.
  • Проектной работы.
Применение метода «Fishbone» развивает у детей следующие навыки:

  • Критическое мышление.
  • Анализ информации и ее ранжирование по значимости.
  • Выявление причинно-следственных связей и умение отличить причину от следствия.
  • Формирование собственного мнения и умение аргументировано его доказывать.
  • Умение работать в команде.
Кроме того, в процессе создания своего варианта диаграммы «Рыбья кость» ребенок реализуют свой творческий потенциал.
«Фишбоун» помогает подать большое количество информации в удобном и интересном визуальном формате. Благодаря этому дети не только лучше и быстрее усваивают тему, но и понимают, как применить полученные знания на практике.
Педагогические технологии и методики