Тьюторство зародилось в Великобритании приблизительно в XIV в. Кембридж, Оксфорд, Глазго и еще несколько крупных университетов ввели у себя должность тьютора – специального человека, который отвечал за воспитание студентов. Постепенно тьюторские обязанности все больше расширялись: помимо морального воспитания и наставничества, он стал осуществлять кураторскую деятельность. Тьютор организовывал обучающие и практические занятия студентов во время каникул, составлял индивидуальные планы обучения, следил за успеваемостью и готовностью своих подопечных к экзаменам, а также помогал им во всех сложных ситуациях, связанных с университетской жизнью.
Тьюторство, как технология индивидуального сопровождения обучающихся, появилось в России в 1980-х гг., но лишь в 2008 г. должность тьютора была внесена в единый квалификационный реестр.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность, направленная на индивидуализацию образовательного процесса. Тьютор выявляет мотивы и интересы каждого студента, сопоставляет их с возможностями учебного заведения и семьи, на основании полученных данных составляет индивидуальную образовательную программу для ребенка. Если говорить упрощенно, тьютор – это проводник в образовательном пространстве, а тьюторское сопровождение – это организация движения ребенка в этом пространстве.
Тьютор – наставник, который учит превращать проблемы в задачи и решать их. Это посредник между студентами и педагогами, который помогает примирить и урегулировать интересы обеих сторон. Это человек, который поддерживает и поощряет тягу ребенка к образованию и самообразованию. Тьютор создает условия для успешной социальной адаптации ребенка в образовательной среде, а также подготавливает его к дальнейшей взрослой жизни.
У тьюторов и педагогов разные приоритетные направления деятельности. Поэтому тьюторские обязанности не могут в полной мере выполняться классным руководителем.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность тьютора больше связана с организацией психологически комфортной образовательной среды для ребенка, созвучной интересам и запросам маленького человека. А педагогическая деятельность в большей степени ориентирована на результат и освоение образовательной программы.
Кроме того, тьюторство дает возможность студентам обсудить образовательный контент и свое понимание этого контента не только с преподавателем, но и с человеком, с которым они могут чувствовать себя более комфортно и раскованно – с тьютором. Исследование, проведенное Советом ассоциаций содействия обучению и развивающего образования, показало, что такое двойное обсуждение пройденного материала способствует лучшему его пониманию и усвоению знаний. Кроме того, ученики, получающие тьюторскую поддержку, показывают более высокую успеваемость.
Тьюторская поддержка является органичным дополнением классической системы образования и повышает ее эффективность. Благодаря совместным действиям педагогов и тьюторов студенты грамонично развиваются и максимально полно реализуют свой потенциал не только в учебном заведении, но и за его пределами.