Вспомните свои школьные годы: отличники и хорошисты сидят на первых партах и активно взаимодействуют с педагогом, на “галерке” расположились шумные троечники, которые занимаются чем угодно, кроме учебы. Учитель преподает материал одинаково для всех, не пытаясь выровнять уровень знаний этих двух групп школьников. Так от предмета к предмету, от года к году между детьми растет социальная пропасть. Можно ли этого избежать? Можно ли сделать процесс обучения в классе качественным, эффективным и интересным для всех? Можно!
В далеком 1911 г. педагог-новатор Александр Григорьевич Ривин задумался над проблемой несоответствия методики преподавания и уровня базовых знаний учеников в рамках одного класса. Чем выше уровень индивидуального развития ребенка, тем быстрее он усваивает материал и активнее взаимодействует с учителем и одноклассниками. Чем ниже этот уровень, тем больше ребенок “закрывается”, и тем хуже становится его успеваемость.
В 1918 г. Ривин собрал группу из 30 детей от 10 до 16 лет: одна часть учеников не умела читать и писать, другая – могла свободно дискутировать на разные темы. Чтобы максимально вовлечь всех детей в образовательный процесс, Александр Григорьевич подавал материал таким образом, что ученики не могли усвоить его в одиночку. Им необходимо было взаимодействовать друг с другом в периодически меняющихся парах и группах. В процессе изучения темы ученики обменивались между собой знаниями и идеями. Такое взаимообучение позволило им лучше понять и усвоить материал. За 10 месяцев занятий ребята достигли большего прогресса, чем за 3-4 года обучения в обычных школах. Дети, которые не умели читать и писать, стали выступать с докладами о творчестве Пушкина, Толстого и Гоголя, рассуждать на философские и исторические темы, научились быстро считать и решать задачи.
Ривин организовал процесс взаимообучения следующим образом:
- Каждый студент получил индивидуальный текст для изучения.
- Ученики разбились на пары и самостоятельно решили, какой текст в паре будут разбирать первым.
- Первый студент читал вслух первый абзац своего текста, второй – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они обсуждали прочитанное между собой: уточняли термины, формулировали главную мысль и давали название абзацу. Первый студент фиксировал итоги обсуждения в своей тетради.
- Второй студент зачитывал свой абзац, а первый – слушал и отслеживал продвижение по тексту. После они снова обсудили прочитанное, уточнили термины, сформулировали главную мысль и название абзаца. Итоги обсуждения второй студент зафиксировал в своей тетради.
- После того, как первый абзац каждого текста в каждой двойке учеников был полностью разобран, студенты поменялись парами.
- Внутри новообразовавшейся пары ученики решили, чей текст они будут обсуждать сначала.
- Первый студент своими словами рассказал новому напарнику содержание своего первого абзаца. После обсуждения второй студент рассказал о своем первом абзаце.
- Ученики в каждой паре перешли ко второму абзацу своих текстов. Обработали их аналогичным образом и поменялись напарниками.
- Процесс повторялся до тех пор, пока все абзацы каждого текста не были полностью разобраны.
- Для закрепления материала и систематизации полученных знаний ученики пересказывали полностью разобранные тексты учителю.
Методика Ривина известна во всем мире и успешно применяется в различных учебных заведениях. Благодаря ей в классах создается благоприятная и мотивирующая атмосфера. Студенты на занятиях ведут продуктивные дискуссии, вежливо и аргументированно доказывают свою точку зрения. Метод Ривина учит слушать и слышать друг друга, помогает искать компромиссы. Дополнительными плюсы методики: увеличение словарного запаса и приобретение навыка беглого чтения, что особенно актуально для детей младшего школьного возраста.
Применение методики взаимообучения А. Г. Ривина – эффективный способ повышения качества образования в классе.