Для многих школ самой распространенной технологией обучения является традиционная, ориентированная на запоминание материала: педагог передает знания ученикам в готовом виде, а пути, которыми эти знания были получены, остаются за рамками учебной программы. При использовании технологии критического мышления преподавательский приоритет смещается с передачи готовых знаний на формирование образовательной среды, в которой дети реализуют свою естественную потребность в познании.
Познание – это процесс приобретения новых знаний с помощью различных методов:
- Научное познание – это процесс получения объективных знаний и представлений об окружающей действительности и закономерности происходящих в ней процессов и явлений. Научное познание реализуется с помощью наблюдений, экспериментов, анализа, систематизации, классификации, сравнения и других методов.
- Художественное познание – это процесс приобретения новых знаний через художественные образы, знаки и символы. Через взаимодействие с произведениями искусства ребенок удовлетворяет свои эстетические потребности, формирует представление о красоте, моральные и духовные ценности, развивает свой эмоциональный интеллект. Художественное познание реализуется через художественный анализ и эмпатию.
- Философское познание – это процесс постижения целостности мира и фундаментальных принципов бытия, поиск собственного понимания места и роли человека в этом мире. Оно необходимо для формирования у ребенка личного мировоззрения, этических норм и взглядов на различные социально-культурные события. Философское познание реализуется с помощью диалектики, метафизики, софистики, онтологии и других методов.
- Моторное познание – это процесс получения знаний через действия. Оно объединяет в себе социальную психологию, нейрофизиологию и когнитивную нейробиологию.
Таким образом, технология развития критического мышления (ТРКМ) – это вид личностно-ориентированного обучения, направленный на формирование у детей навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, анализа и структуризации информации и т. д.
Применение данной технологии позволяет детям выстраивать свой собственный путь к знаниям и реализовать коммуникативно-деятельностные потребности. Обучающиеся перестают быть пассивными слушателями, «зазубривающими» учебные материалы: они активно участвуют в образовательном процессе, самостоятельно ищут и обрабатывают информацию, оценивают и выявляют проблемы, находят пути их решения и, самое важное, применяют полученные знания на практике.
Применение данной технологии позволяет детям выстраивать свой собственный путь к знаниям и реализовать коммуникативно-деятельностные потребности. Обучающиеся перестают быть пассивными слушателями, «зазубривающими» учебные материалы: они активно участвуют в образовательном процессе, самостоятельно ищут и обрабатывают информацию, оценивают и выявляют проблемы, находят пути их решения и, самое важное, применяют полученные знания на практике.
Технология критического мышления была разработана в 90-е годы ХХ в. американскими учеными, педагогами и философами: Керри С. Уолтерс, Кертис Меридит, Чарльз Темпл и Дженни Стилл. Первоначально данная технология называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». В российской образовательной практике она появилась в 1997 г. и была адаптирована под отечественную систему образования Виктором Шаталовым, Шалвой Амонашвили, Василием Давыдовым, Даниилом Элькониным, Леонидом Занковым и другими известными педагогами и психологами.
Главная цель применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) – формирование у детей открытого мышления, не приемлющего догматизма, и развитие навыков, помогающих добиться поставленных целей (умение принимать взвешенные и обоснованные решения; способность отделять главное от второстепенного и причины от следствия; аналитические способности; навыки работы с информацией; умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения и т.д.). Стратегия применения ТРКМ позволяет использовать ее на любых занятиях и в любой профессиональной деятельности.
Основная задача технологии развития критического мышления – формирование у детей «мягких» навыков, которые пригодятся не только на учебе, но и в обычной жизни: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности и т. п.
Принципы интерактивности, сотрудничества, планирования и осмысленности обеспечивают вовлеченность каждого обучающегося в образовательный процесс.
Отличительной чертой ТРКМ является то, что образовательный процесс выстраивается на научно обоснованных закономерностях взаимодействия человека с информацией: этапы технологии развития критического мышления соответствуют когнитивным этапам деятельности человека.
Отличительной чертой ТРКМ является то, что образовательный процесс выстраивается на научно обоснованных закономерностях взаимодействия человека с информацией: этапы технологии развития критического мышления соответствуют когнитивным этапам деятельности человека.
Первый этап – вызов или пробуждение (evocation).
Эта фаза посвящена знакомству с новой темой, выдвижению предположений, первичной систематизации информации и постановке целей и задач для дальнейшего самостоятельного изучения.
При этом педагог старается вызвать у обучающихся ассоциации с уже имеющимися у них знаниями; заинтересовать и мотивировать детей на погружение в изучаемый материал, создать у них личный интерес.
Обучающиеся во время фазы вызова свободно высказывают свою точку зрения без исправлений со стороны педагога, поскольку на этом этапе еще не сформированы «верные» и «неверные» утверждения.
Обучающиеся могут работать как в паре или группе, так и индивидуально: индивидуальная работа на занятии позволяет каждому ребенку освежить и уточнить уже имеющиеся знания, а работа в группе дает возможность выслушать и обсудить другую точку зрения, выявить новые вопросы и найти новые идеи.
Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Корзина идей», «Выглядит как... Звучит как...», концептуальное колесо, «Карта понятий», «Знаю-Хочу узнать-Узнал», перепутанные логические цепочки и т. д.
Второй этап – осмысление (realization).
Эта фаза посвящена изучению, анализу и систематизации информации, формированию выводов и собственной позиции по изучаемому вопросу.
Педагог при этом выступает в качестве источника новой информации: он ясно, последовательно и интересно излагает учебный материал и отвечает на вопросы обучающихся. Если на данном этапе предусмотрена работа с текстом – отслеживает активность и внимательность при чтении, предлагает использовать различные приемы для улучшения усвоения и понимания информации. Кроме того, педагог обращает внимание на то, какие аспекты новой информации привлекают наибольшее и наименьшее внимание детей, собирает данные о том, почему именно так разделяется образовательный интерес.
Обучающиеся во время фазы осмысления активно взаимодействуют с новой информацией: анализируют, систематизируют, делают выводы, соотносят новые данные со старыми, в результате чего у них формируется собственное мнение и отношение к изучаемой теме. А также ставят вопросы и пробуют самостоятельно найти на них ответы, исходя из сопоставления новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом.
Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: инсерт, «Плюс-минус-вопрос», «Бортовой журнал», «фишбоун», концептуальные таблицы, кластеры и т. д.
Третий этап – рефлексия или размышление (reflection).
Эта фаза посвящена анализу полученных результатов и соотнесению выводов, сделанных на втором этапе, с гипотезами, выдвинутыми на первом этапе: насколько первоначальные идеи оказались применимыми в свете новых данных. На этом этапе завершается формирование у детей собственного аргументированного мнения об изученном материале.
Педагог при этом руководит процессом «возвращения» к первоначальному опыту и гипотезам – какие дополнения или изменения стоит в них внести, какие из них оказались ошибочными и почему и т. д. А также дает детям научно-исследовательские или творческие задания для закрепления пройденного материала и получения опыта применения теории на практике. На этом этапе педагог выстраивает дальнейший образовательный маршрут для обучающихся, исходя из степени усвоения ими пройденного материала.
Во время фазы рефлексии обучающие анализируют собственный мыслительный процесс и его результаты, закрепляют приобретенные знания и перестраивают первичные представления об изученной теме. А также обмениваются выводами и мнениями между собой.
Во время рефлексии чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Общее-уникальное», дискуссионный очерк, кластеры, таблицы причинно-следственных связей, «Круглый стол», «письма в будущее», синквейн, эссе и т. д.
Эта фаза посвящена знакомству с новой темой, выдвижению предположений, первичной систематизации информации и постановке целей и задач для дальнейшего самостоятельного изучения.
При этом педагог старается вызвать у обучающихся ассоциации с уже имеющимися у них знаниями; заинтересовать и мотивировать детей на погружение в изучаемый материал, создать у них личный интерес.
Обучающиеся во время фазы вызова свободно высказывают свою точку зрения без исправлений со стороны педагога, поскольку на этом этапе еще не сформированы «верные» и «неверные» утверждения.
Обучающиеся могут работать как в паре или группе, так и индивидуально: индивидуальная работа на занятии позволяет каждому ребенку освежить и уточнить уже имеющиеся знания, а работа в группе дает возможность выслушать и обсудить другую точку зрения, выявить новые вопросы и найти новые идеи.
Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Корзина идей», «Выглядит как... Звучит как...», концептуальное колесо, «Карта понятий», «Знаю-Хочу узнать-Узнал», перепутанные логические цепочки и т. д.
Второй этап – осмысление (realization).
Эта фаза посвящена изучению, анализу и систематизации информации, формированию выводов и собственной позиции по изучаемому вопросу.
Педагог при этом выступает в качестве источника новой информации: он ясно, последовательно и интересно излагает учебный материал и отвечает на вопросы обучающихся. Если на данном этапе предусмотрена работа с текстом – отслеживает активность и внимательность при чтении, предлагает использовать различные приемы для улучшения усвоения и понимания информации. Кроме того, педагог обращает внимание на то, какие аспекты новой информации привлекают наибольшее и наименьшее внимание детей, собирает данные о том, почему именно так разделяется образовательный интерес.
Обучающиеся во время фазы осмысления активно взаимодействуют с новой информацией: анализируют, систематизируют, делают выводы, соотносят новые данные со старыми, в результате чего у них формируется собственное мнение и отношение к изучаемой теме. А также ставят вопросы и пробуют самостоятельно найти на них ответы, исходя из сопоставления новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом.
Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: инсерт, «Плюс-минус-вопрос», «Бортовой журнал», «фишбоун», концептуальные таблицы, кластеры и т. д.
Третий этап – рефлексия или размышление (reflection).
Эта фаза посвящена анализу полученных результатов и соотнесению выводов, сделанных на втором этапе, с гипотезами, выдвинутыми на первом этапе: насколько первоначальные идеи оказались применимыми в свете новых данных. На этом этапе завершается формирование у детей собственного аргументированного мнения об изученном материале.
Педагог при этом руководит процессом «возвращения» к первоначальному опыту и гипотезам – какие дополнения или изменения стоит в них внести, какие из них оказались ошибочными и почему и т. д. А также дает детям научно-исследовательские или творческие задания для закрепления пройденного материала и получения опыта применения теории на практике. На этом этапе педагог выстраивает дальнейший образовательный маршрут для обучающихся, исходя из степени усвоения ими пройденного материала.
Во время фазы рефлексии обучающие анализируют собственный мыслительный процесс и его результаты, закрепляют приобретенные знания и перестраивают первичные представления об изученной теме. А также обмениваются выводами и мнениями между собой.
Во время рефлексии чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Общее-уникальное», дискуссионный очерк, кластеры, таблицы причинно-следственных связей, «Круглый стол», «письма в будущее», синквейн, эссе и т. д.
Развитие критического мышления у детей тесно связано с навыками чтения и письма: практически все методы ТРКМ основываются на активном чтении, анализе и ранжировании информации и источников этой информации, а также фиксировании ключевых моментов и собственных идей с помощью классических письменных заметок или визуального конспектирования.
Технология развития критического мышления благотворно сказывается на аналитических способностях детей, поскольку их основная деятельность направлена на:
Технология развития критического мышления благотворно сказывается на аналитических способностях детей, поскольку их основная деятельность направлена на:
- выделение причинно-следственных связей;
- рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся;
- выделение ошибок в рассуждениях;
- умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- самообразование и самоорганизацию.
В июле 2019 г. Прошла конференция, посвященная когнитивным, психологическим и поведенческим перспективам в образовании. Данные исследований, представленные на конференции, подтверждают эффективность ТРКМ и ее положительное влияние на успеваемость обучающихся разных уровней, а также на их навыки решения проблем и принятия решений. Кроме того, опросы студентов показали, что приемы развития критического мышления делают образовательный процесс более интересным, что повышает у них мотивацию к обучению.
Положительное влияние развития критического мышления на успеваемость подтверждают также исследования, опубликованные в декабре 2022 г. в пакистанском журнале образовательных исследований и оценок («PJERE»).
Положительное влияние развития критического мышления на успеваемость подтверждают также исследования, опубликованные в декабре 2022 г. в пакистанском журнале образовательных исследований и оценок («PJERE»).
Для эффективного использования технологии развития критического мышления необходимо тщательно подготавливать учебные материалы, соблюдать последовательность этапов (вызов-осмысление-рефлексия), систематически проводить занятия по развитию критического мышления. Главный минус ТРКМ – это невозможность уместить в один урок все три технологические фазы. Это усложняет подготовку к занятиям у педагогов и отнимает у них больше времени, а также снижает усваиваемость материала обучающимися, если между уроками в рамках одной темы был большой временной разрыв.
Технология развития критического мышления благотворно влияет на детей, поскольку развивает у них:
Технология развития критического мышления – это эффективный метод обучения, который не только благотворно сказывается на успеваемости и мотивации обучающихся, но и готовит детей к взрослой жизни, развивая у них широкий набор «софт-скиллс».
- Навык критического мышления, без которого очень сложно достичь успеха в современном информационном обществе.
- Аналитическое мышление.
- Уверенность в себе и способность вести корректную дискуссию.
- Умение посмотреть на ситуацию с разных строн.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность применять полученные знания на практике.
Технология развития критического мышления – это эффективный метод обучения, который не только благотворно сказывается на успеваемости и мотивации обучающихся, но и готовит детей к взрослой жизни, развивая у них широкий набор «софт-скиллс».