Внеурочная деятельность – это часть образовательного процесса, которая проводится в свободное от основных занятий время. Согласно ФГОС 2023-2024 она направлена на развитие личности обучающихся и реализуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное.
- Общеинтеллектуальное.
- Общекультурное.
- Социальное.
Форм внеурочной активности много, и каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, с помощью каких инструментов развивать навыки и таланты обучающихся. Это могут быть:
- Студии (художественные, филологические, вокальные и т.д.).
- Спортивные клубы и секции.
- Экскурсии и образовательные выезды.
- Конференции, олимпиады, научно-исследовательская деятельность и т.д.
- Общественно-полезные практики.
- Сетевые сообщества и многое другое.
Внеурочная деятельность помогает решить следующие образовательные и воспитательные задачи:
- Развивает личность каждого ребенка, сообразно его интересам и потребностям.
- Способствует лучшему усвоению общеобразовательной программы.
- Помогает успешно социализироваться в образовательной среде.
- Позволяет каждому обучающемуся реализовать свой творческий потенциал.
- Поддерживает образовательный интерес детей, их тягу к познанию.
- Развивает эстетический вкус и воспитывает «чувство прекрасного».
- Прививает тягу к здоровому образу жизни и способствует физическому развитию детей.
- Формирует основу экологичного и безопасного поведения в жизни и быту, в обществе, на природе и т. д.
Таким образом, внеучебные активности положительно влияют на общий уровень развития детей и помогают им раскрыть свои способности и таланты; формируют и поддерживают мотивацию и образовательный интерес; развивают самостоятельность, ответственность и социальные навыки.
Исследование, проведенное в 2015 г. «Высшей школой экономики» показало, что студенты, принимающие участие во внеурочной деятельности, имеют более высокий уровень социального развития по сравнению с обучающимися, которые занимаются только в рамках учебной программы и не участвуют ни в каких клубах и активностях.
Изучением влияния внеурочной деятельности на личностные и учебные успехи обучающихся занимаются не только в России, но и в других странах мира. Калифорнийский государственный университет Сакраменто (CSUS) опубликовал исследование, посвященное влиянию внеклассной деятельности на успеваемость. В исследовании собраны данные об успеваемости обучающихся за период с 2002 по 2007 год. Согласно опубликованным данным, студенты, которые участвовали хотя бы в одном виде внеурочной активности, имеют более высокие средние показатели академической успеваемости.
Изучением влияния внеурочной деятельности на личностные и учебные успехи обучающихся занимаются не только в России, но и в других странах мира. Калифорнийский государственный университет Сакраменто (CSUS) опубликовал исследование, посвященное влиянию внеклассной деятельности на успеваемость. В исследовании собраны данные об успеваемости обучающихся за период с 2002 по 2007 год. Согласно опубликованным данным, студенты, которые участвовали хотя бы в одном виде внеурочной активности, имеют более высокие средние показатели академической успеваемости.
Университет Небраски в 2011 г. опубликовал данные, подтверждающие, что студенты, участвующие во внеурочной деятельности, имеют более высокий уровень самооценки и более настойчивы при достижении ученических и личных целей.
Внеучебная активность является важной частью образовательного процесса, она способствует гармоничному и всестороннему развитию детей и помогает им добиться успеха в жизни.
Не последнюю роль в эффективности реализации внеучебных активностей играют родители: ведь именно они принимают решение о том, какие внеурочные занятия будут посещать их дети. Очень важно учитывать склонности и интересы ребенка, его физические способности и психологические особенности. Внеучебная активность должна стимулировать познавательный интерес ребенка, а не перегружать его, иначе вместо пользы внеурочные занятия приведут к снижению успеваемости по основным предметам. Чтобы внеучебная активность приносила радость и пользу, родителям важно поддерживать ребенка в его начинаниях, поощрять интересы и творческие увлечения.
Внеучебная активность оказывает существенное влияние на развитие личности детей. Совместная работа педагогов и родителей, направленная на поддержание интересов ребенка, благотворно сказывается не только на учебной деятельности, но и способствует формированию навыков, необходимых для достижения успеха во взрослой жизни.