Уступает ли онлайн-образование традиционному?
Этот вопрос волнует многих современных родителей. О преимуществах и недостатках онлайн обучения ведутся жаркие споры в интернете и дома. Попробуем разобраться и обратимся к непредвзятым источникам: статистике и научным исследованиям.
По данным исследовательского портала Research:
- Индустрия массовых открытых онлайн курсов (massive open online course, MOOC) оценивается в 5,16 миллиардов долларов. И ее прогнозируемый рост составляет 32% в год, в том числе благодаря внедрению в образовательный процесс виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).
- Еще в 2017 году инвестиции в дистанционное образование в США превысили отметку 13 миллиардов долларов.
- Германия – лидер по темпам роста онлайн-обучения: 8,5% в год. Азиатско-Тихоокеанский регион показывает ежегодный рост 17,3% в год. А в Китае рынок онлайн-образования вырос на 20%.
- Социальные опросы показали, что 52% студентов США считают дистанционное обучение более приятным и эффективным. Субъективное мнение студентов подтверждает отчет об онлайн-образовании, подготовленный SRI International для Министерства образования США, в котором обобщены данные исследований за период с 1996 по 2008 г.
- 67% опрошенных студентов США использовали мобильные телефоны для выполнения домашних заданий.
- Применение онлайн-технологий позволяет почти на 5% увеличить количество преподаваемого материала.
- Студенты, обучающиеся дистанционно, усваивают 25-60% учебного материала, в то время, как доля усвоения при оффлайн-обучении в классе составляет лишь 8-10%.
Исследователи из Орегонского университета США рассказали о результатах трехлетнего тестирования, в котором участвовали 2 300 школьников и 71 преподаватель. Каждый ученик получил ноутбук и планшет, с установленными на них программами для обучения. При этом материалы содержали не только учебники, но и видео- и аудиолекции, обучающие игры, творческие задания и проекты для коллективного выполнения. После завершения эксперимента было проведено тестирование, которое показало повышение среднего балла учащихся на 15-18%.
В 2020 г. Университет Стэнфорда опубликовал материалы, подтверждающие, что студенты, обучающиеся онлайн, показывают такие же или даже более высокие результаты по сравнению с учениками традиционных классов.
По данным журнала Forbes Russia и РБК Тренды, Российский рынок онлайн-образования, переживший закономерный спад после окончания пандемии, снова вырос на 18% в конце 2022 г. И если гео-политическая ситуация не принесет нам новых сюрпризов, дистанционное образование продолжит устойчивое развитие и расширение.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что онлайн-образование никуда не исчезнет и станет неотъемлемой частью жизни всего мирового сообщества. Оно ничем не хуже, а иногда даже лучше классического образования. Поскольку предоставляет больше возможностей студентам для индивидуальной работы и самостоятельного изучения материала, способствует развитию самодисциплины и ответственности за результат. Дистанционное образование более гибкое и позволяет эффективнее адаптировать образовательный процесс под потребности каждого студента. Обучаясь через онлайн-платформы, дети дистанционно общаются со сверстниками и преподавателями, выполняют групповые задания и даже "посещают" уроки физкультуры. А время, сэкономленное на дороге до учебного центра и обратно, можно посвятить кружкам, секциям, активному отдыху с родителями и многим другим интересностям.