-->
Статьи

Стоит ли платить ребенку за оценки и хорошее поведение?

Давать ли деньги за оценки? Рекомендации штатного психолога образовательного центра «Орион»
В современном мире родители для мотивации детей к учебе часто используют деньги или подарки, полагая, что это эффективный способ для повышения успеваемости любимых чад. Но так ли это на самом деле: может быть, денежный стимул приносит больше вреда, чем пользы?
Ольга Зотова, штатный психолог образовательного центра «Орион», поделилась своими размышлениями о денежной мотивации и аргументами «За» и «Против» такой формы поощрения хороших оценок.
«Тема материального поощрения детей актуальна для многих родителей. Одни считают, что с малых лет нужно приучать детей к тому, что деньги можно получить только с помощью труда, будь то честно заработанная пятерка или вымытый пол. Другие же считают, что таким образом у ребенка складывается неправильная мотивация. Ведь помогать по дому необходимо для того, чтобы быть вовлеченным в семейную жизнь, а получать хорошие отметки - чтобы поступить в хороший университет, но точно не ради «зарплаты» от родителей».
В качестве аргументов «За» можно привести:
  1. Развитие навыков финансовой грамотности. Получение «зарплаты» за хорошие отметки на практике показывает детям, как работают различные финансовые схемы, в том числе и в семейном бюджете. Ребенок должен отчетливо понимает, как можно зарабатывать деньги своим трудом, т.е. учебой: он начинает лучше ориентироваться в денежных вопросах, учится прогнозировать доходы и расходы, внимательнее относится к своим тратам.
  2. Повышение чувства ответственности за результат, взвешенное и рациональное отношение к выбору дальнейшего жизненного пути. Когда ребенок понимает, что его успехи в учебе имеют значение, он начинает ценить свои достижения. Он уверен в себе и своих силах, способен рассчитать финансовые риски и понимает необходимость прогнозирования своего дальнейшего финансового развития.
  3. Хорошие отметки по всем предметам. Дети, которые знают, что за «отлично» они получат награду, стараются преуспеть во всех дисциплинах, чтобы заработать больше денег.
В качестве аргументов «Против» можно привести:
  1. Вводя систему денежных поощрений, родители рискуют дистанцироваться от своего ребенка. Когда ребенок хорошо учится или проявляет самостоятельность, он, с точки зрения родителей, больше не нуждается в поддержке и похвале. На самом деле денежное поощрение никак не влияет на эмоциональные потребности ребенка.
  2. Постепенно цены и запросы ребенка будут расти, что может ухудшить семейные отношения. Поначалу малышу достаточно будет получить мороженое за помытую посуду или хорошую оценку по математике, а потом он может сказать: «А тут еще сковородка, значит, оплата двойная!».
  3. Деньги не решают проблему мотивации ребенка в долгосрочной перспективе. Если ребенок поставил себе цель накопить на новенькую игровую приставку, он потеряет интерес к учебе, как только достигнет желаемой суммы. Когда детям интересно именно учиться, они стараются и без материального поощрения. Если же возникают трудности с успеваемостью или интересу к процессу обучения в целом, то необходимо искать причины и помогать в их разрешении, а не «маскировать» проблему ложными достижениями в виде «пятерки за пятерки».
«Большинство психологов и педагогов, все же, сходятся на том, что платить за отметки не стоит. Выплата «зарплаты» за хорошую учебу формирует у ребенка ложное понимание того, что оценка – это самое важное. Он начинает стараться именно ради высоких отметок, что может породить нездоровое отношение к оценкам. Чтобы получить заветную «пятерку», дети идут на любые меры – врут, выкручиваются, уговаривают учителей. Прежде всего, необходимо делать акцент на том, что ребенок учится ради знаний и умений, а не ради отметок».
Так как же мотивировать детей к учебе без использования денег или подарков?
Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, прежде всего, ответственно подойдите к выбору учебного заведения: оно должно быть не только престижным, но удобно расположенным или иметь онлайн-подразделение – ребенок, которому приходится вставать в 5 утра, чтобы добраться до школы, вряд ли будет замотивирован на учебу и покажет высокий средний балл.
Для детей любого возраста важна ответная реакция родителей, поэтому, чтобы не доставать кошелек, сформируйте в семье атмосферу, мотивирующую на обучение, как процесс, а не на обучение, как результат:

  • Дети должны чувствовать, что их ценят, уважают, поддерживают и любят независимо от оценок по предметам. Не ругайте за низкие баллы и не хвалите за высокие: если что-то не получилось, разберитесь, почему результат оказался именно таким, помогите найти пути решения проблемы; если ребенок получил «отлично» – это не праздник, а закономерное следствие того, что он старался, вникал в изучаемый материал, не сдавался, если что-то не понял. Хвалите детей за проявленные полезные качества, за умение применять их знания и навыки на практике, а не за баллы в дневнике.
  • Проявляйте искреннюю заинтересованность в учебе своих детей. Если ребенок вдохновенно рассказывает о том, что сегодня проходил на уроке, что ему понравился или не понравился этот учебный день - активно слушайте, а не отмахивайтесь дежурными «Да-да, ты молодец». Спрашивайте своих детей не об отметках, а том, что интересного они сегодня проходили на занятиях, с какими трудностями столкнулись при изучении новой темы, как проявили свои навыки и знания. «Твой ответ учителю был аргументированным и логичным», «Ты использовал в сочинении много эпитетов и сравнений и при этом полностью раскрыл заданную тему. Поэтому твоя работа не только красивая, но и содержательная» – такая реакция самых близких и родных людей мотивирует на учебу гораздо лучше, чем «оранжевая бумажка» с водяными знаками.
  • Научите детей основам целеполагания и тайм-менеджмента, развивайте у них чувство ответственности. Ребенку крайне важно научиться самостоятельно ставить образовательные цели, понимать пути достижения этих целей и планировать время отдыха и учебы. Помогите детям составить план выполнения домашнего задания, рассчитать затраты времени, разделить задачи по приоритетности, составить распорядок дня. При этом очень важно дать детям возможность «набить собственные шишки»: не опекайте их и не «душите» излишним контролем. Если ребенок не выполнил домашнее задание и получил «двойку» – это результат его осознанного выбора и закономерное последствие этого выбора, это его зона ответственности. Лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации, – это разобрать с ребенком причинно-следственные связи и совместно найти дальнейшие пути решения возникшей проблемы.
  • Создайте детям условия для развития их талантов, поощряйте их стремление углубленно изучить определенную тему или развить определенный навык. Если ребенок любит читать – запишите его в библиотеку, книжный клуб, обсуждайте с ним прочитанные книги и советуйте новые литературные произведения, ходите вместе в книжные магазины. Не бойтесь, что курсы игры на гитаре будут отвлекать ребенка от учебы: он наоборот будет стремиться учиться как можно лучше и прилежнее, чтобы больше времени оставалось на любимое хобби.
И самое главное: помните, что ваш ребенок – это отдельная личность, со своими индивидуальными особенностями. То, что подходит другим детям или вам, может не подойти ему. Поэтому прислушивайтесь к своим детям, постоянно пробуйте новые способы поощрения, и тогда вы обязательно найдете свой уникальный подход для повышения мотивации, который будет эффективен для вашего ребенка.
Лайфхаки от «Ориона»