В современном мире родители для мотивации детей к учебе часто используют деньги или подарки, полагая, что это эффективный способ для повышения успеваемости любимых чад. Но так ли это на самом деле: может быть, денежный стимул приносит больше вреда, чем пользы?
Ольга Зотова, штатный психолог образовательного центра «Орион», поделилась своими размышлениями о денежной мотивации и аргументами «За» и «Против» такой формы поощрения хороших оценок.
«Тема материального поощрения детей актуальна для многих родителей. Одни считают, что с малых лет нужно приучать детей к тому, что деньги можно получить только с помощью труда, будь то честно заработанная пятерка или вымытый пол. Другие же считают, что таким образом у ребенка складывается неправильная мотивация. Ведь помогать по дому необходимо для того, чтобы быть вовлеченным в семейную жизнь, а получать хорошие отметки - чтобы поступить в хороший университет, но точно не ради «зарплаты» от родителей».
В качестве аргументов «За» можно привести:
- Развитие навыков финансовой грамотности. Получение «зарплаты» за хорошие отметки на практике показывает детям, как работают различные финансовые схемы, в том числе и в семейном бюджете. Ребенок должен отчетливо понимает, как можно зарабатывать деньги своим трудом, т.е. учебой: он начинает лучше ориентироваться в денежных вопросах, учится прогнозировать доходы и расходы, внимательнее относится к своим тратам.
- Повышение чувства ответственности за результат, взвешенное и рациональное отношение к выбору дальнейшего жизненного пути. Когда ребенок понимает, что его успехи в учебе имеют значение, он начинает ценить свои достижения. Он уверен в себе и своих силах, способен рассчитать финансовые риски и понимает необходимость прогнозирования своего дальнейшего финансового развития.
- Хорошие отметки по всем предметам. Дети, которые знают, что за «отлично» они получат награду, стараются преуспеть во всех дисциплинах, чтобы заработать больше денег.
В качестве аргументов «Против» можно привести:
- Вводя систему денежных поощрений, родители рискуют дистанцироваться от своего ребенка. Когда ребенок хорошо учится или проявляет самостоятельность, он, с точки зрения родителей, больше не нуждается в поддержке и похвале. На самом деле денежное поощрение никак не влияет на эмоциональные потребности ребенка.
- Постепенно цены и запросы ребенка будут расти, что может ухудшить семейные отношения. Поначалу малышу достаточно будет получить мороженое за помытую посуду или хорошую оценку по математике, а потом он может сказать: «А тут еще сковородка, значит, оплата двойная!».
- Деньги не решают проблему мотивации ребенка в долгосрочной перспективе. Если ребенок поставил себе цель накопить на новенькую игровую приставку, он потеряет интерес к учебе, как только достигнет желаемой суммы. Когда детям интересно именно учиться, они стараются и без материального поощрения. Если же возникают трудности с успеваемостью или интересу к процессу обучения в целом, то необходимо искать причины и помогать в их разрешении, а не «маскировать» проблему ложными достижениями в виде «пятерки за пятерки».
«Большинство психологов и педагогов, все же, сходятся на том, что платить за отметки не стоит. Выплата «зарплаты» за хорошую учебу формирует у ребенка ложное понимание того, что оценка – это самое важное. Он начинает стараться именно ради высоких отметок, что может породить нездоровое отношение к оценкам. Чтобы получить заветную «пятерку», дети идут на любые меры – врут, выкручиваются, уговаривают учителей. Прежде всего, необходимо делать акцент на том, что ребенок учится ради знаний и умений, а не ради отметок».
Так как же мотивировать детей к учебе без использования денег или подарков?
Если вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, прежде всего, ответственно подойдите к выбору учебного заведения: оно должно быть не только престижным, но удобно расположенным или иметь онлайн-подразделение – ребенок, которому приходится вставать в 5 утра, чтобы добраться до школы, вряд ли будет замотивирован на учебу и покажет высокий средний балл.
Для детей любого возраста важна ответная реакция родителей, поэтому, чтобы не доставать кошелек, сформируйте в семье атмосферу, мотивирующую на обучение, как процесс, а не на обучение, как результат:
- Дети должны чувствовать, что их ценят, уважают, поддерживают и любят независимо от оценок по предметам. Не ругайте за низкие баллы и не хвалите за высокие: если что-то не получилось, разберитесь, почему результат оказался именно таким, помогите найти пути решения проблемы; если ребенок получил «отлично» – это не праздник, а закономерное следствие того, что он старался, вникал в изучаемый материал, не сдавался, если что-то не понял. Хвалите детей за проявленные полезные качества, за умение применять их знания и навыки на практике, а не за баллы в дневнике.
- Проявляйте искреннюю заинтересованность в учебе своих детей. Если ребенок вдохновенно рассказывает о том, что сегодня проходил на уроке, что ему понравился или не понравился этот учебный день - активно слушайте, а не отмахивайтесь дежурными «Да-да, ты молодец». Спрашивайте своих детей не об отметках, а том, что интересного они сегодня проходили на занятиях, с какими трудностями столкнулись при изучении новой темы, как проявили свои навыки и знания. «Твой ответ учителю был аргументированным и логичным», «Ты использовал в сочинении много эпитетов и сравнений и при этом полностью раскрыл заданную тему. Поэтому твоя работа не только красивая, но и содержательная» – такая реакция самых близких и родных людей мотивирует на учебу гораздо лучше, чем «оранжевая бумажка» с водяными знаками.
- Научите детей основам целеполагания и тайм-менеджмента, развивайте у них чувство ответственности. Ребенку крайне важно научиться самостоятельно ставить образовательные цели, понимать пути достижения этих целей и планировать время отдыха и учебы. Помогите детям составить план выполнения домашнего задания, рассчитать затраты времени, разделить задачи по приоритетности, составить распорядок дня. При этом очень важно дать детям возможность «набить собственные шишки»: не опекайте их и не «душите» излишним контролем. Если ребенок не выполнил домашнее задание и получил «двойку» – это результат его осознанного выбора и закономерное последствие этого выбора, это его зона ответственности. Лучшее, что могут сделать родители в такой ситуации, – это разобрать с ребенком причинно-следственные связи и совместно найти дальнейшие пути решения возникшей проблемы.
- Создайте детям условия для развития их талантов, поощряйте их стремление углубленно изучить определенную тему или развить определенный навык. Если ребенок любит читать – запишите его в библиотеку, книжный клуб, обсуждайте с ним прочитанные книги и советуйте новые литературные произведения, ходите вместе в книжные магазины. Не бойтесь, что курсы игры на гитаре будут отвлекать ребенка от учебы: он наоборот будет стремиться учиться как можно лучше и прилежнее, чтобы больше времени оставалось на любимое хобби.
И самое главное: помните, что ваш ребенок – это отдельная личность, со своими индивидуальными особенностями. То, что подходит другим детям или вам, может не подойти ему. Поэтому прислушивайтесь к своим детям, постоянно пробуйте новые способы поощрения, и тогда вы обязательно найдете свой уникальный подход для повышения мотивации, который будет эффективен для вашего ребенка.