-->
Статьи

Новая технология в образовании – гибридное обучение.

Преимущества гибридного обучения
Разговоры о цифровизации классического образования ведутся уже давно, но пандемия COVID-19 резко перевела их из дискуссионных вопросов в область практического применения. Детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения были вынуждены резко перейти от привычного оффлайн формата на онлайн, а затем на смешанную форму обучения. В результате в современной образовательной среде сформировалась новая культура преподавания, которая не только никуда не исчезла после снятия ограничений, но и продолжила активно развиваться, охватывая все большее число образовательных учреждений.
Термин «гибридное обучение» вошел в обиход исследователей и педагогов в начале XXI века. В узком смысле гибридное или смешанное обучение – это форма образования, сочетающая в себе очное обучение в классе и дистанционное обучение, реализуемое при помощи высоких технологий и интернета. В широком смысле гибридное обучение означает не только различные формы сочетания онлайн и оффлайн преподавания, но и комбинирование классических педагогических технологий с инновационными.
В 2022 г. Московский городской педагогический университет (МГПУ) и Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) совместно с банком ВТБ опубликовали исследование, посвященное методическим и дидактическим особенностям гибридного образования, в котором поделились практическим опытом и дали рекомендации по техническому оснащению и сопровождению гибридных классов.
Принципы гибридного образования:

  • Интеркоммуникативность – интерактивное взаимодействие студентов с преподавателем, друг с другом и с образовательными ресурсами.
  • Мультиформатность – образовательная программа, сценарий занятия и обучающие материалы должны быть адаптированы сразу под три взаимодействия со студентом: классическое преподавание в аудитории; проведение онлайн-семинаров; самостоятельную оффлайн работу обучающихся, которую можно совмещать с использованием вебинаров-практикумов.
  • Self-derected – самонаправляемость студента: из пассивного слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса, который самостоятельно решает, чему, когда и в какой форме ему обучаться, а также контролирует достижение поставленных учебных целей.
  • Персонализация – педагогическая деятельность направлена на развитие каждого студента с учетом его индивидуальных потребностей и интересов.
  • Обратная связь – регулярная обратная связь со студентами необходима для поддержания образовательного интереса и оценки усвоения пройденного материала.
  • Порционность – образовательный контент подается поэтапно, «концентрированными» порциями, что позволяет студентам лучше усваивать информацию и глубже погружаться в тему.
  • Рефлексивность – самоанализ и самоконтроль учебной деятельности и ее результатов студентами.
Преимущества гибридного обучения:

  • Гибкость: в расписании и режиме дня, в общении с преподавателями и сокурсниками, а также предоставление дистанционного обучения, если по каким-то причинам сейчас нет возможности посещать занятия оффлайн.
  • Доступность: можно не переводиться в другое образовательное учреждение в случае выезда или переезда за пределы родного города и страны.
  • Индивидуальный подход: дети обучаются в своем собственном темпе по личному плану занятий, адаптированному под их потребности.
  • Вовлеченность каждого студента в образовательный процесс: обучающиеся постоянно общаются с преподавателями и одногруппниками по поводу образовательного контента и интерактивного взаимодействия с ним, делятся своими идеями и обмениваются опытом.
  • Высокая эффективность: поскольку дети самостоятельно отслеживают и контролируют свой образовательный прогресс, они более мотивированы на достижение результата.
Международный журнал прогрессивного образования в 2022 г. опубликовал исследование об эффективности гибридного обучения с точки зрения академической успеваемости, проведенное турецким университетом «Фират» совестно с министерством национального образования тюркской республики на основании данных международной ассоциации педагогов. В результате исследования было выявлено, что гибридная форма образования положительно сказывается на академической успеваемости студентов.
Журнал «Высокие технологии и инновации» в 2022 г. опубликовал исследование «Оценка гибридного обучения в университете: подход к изучению конкретных ситуаций», в котором сравнивались ключевые параметры при гибридной и онлайн форме обучения. В результате исследований было установлено, что:

  • Студенты, обучающиеся гибридно, показывают более высокую успеваемость по сравнению со студентами онлайн-отделения.
  • Гибридное обучение способствует развитию у студентов Soft Skills, в том числе навыков тайм-менеджмента, командной работы и критического мышления.
К недостаткам гибридного обучения можно отнести:

  • Технологическую зависимость: для обучения необходим доступ к специальному оборудованию и устойчивое интернет-соединение.
  • Сложную и дорогостоящую организацию: от учебных заведений требуется создание специальных кабинетов с высокотехнологичным оборудованием.
  • Вероятность отвлечения внимания у студентов: гибридное обучение требует от учеников ответственности и самоконтроля, что затрудняет его применение среди дошкольников и детей младшего школьного возраста, поскольку они легко отвлекаются от занятий.
Гибридное обучение – это перспективный и высокоэффективный формат образования, сочетающий в себе преимущества онлайн и оффлайн образования. Но для реализации этих преимуществ учебным заведениям необходимо обеспечить техническое оснащение и технологическое сопровождение гибридных классов, адаптировать учебные материалы и провести обучение сотрудников, что является дополнительной финансовой нагрузкой, которую могут позволить себе не все учебные организации.
Педагогические технологии и методики Онлайн-образование