Популярная и широко известная игра-головоломка под названием «пазл» имеет многолетнюю историю. Первый пазл был сделан в 1766 г. в Лондоне картографом и гравером Джоном Спилсбери. Он наклеил на деревянную основу карту мира, распилил ее по линиям государственных границ и предложил это изделие лондонским учебным заведениям в качестве пособия по географии. Студентам так понравилось собирать карту собственными руками и учить по ней географию, что деревянные пазлы стали неотъемлемым обучающим инструментом престижных британских школ.
Фрагмент карты Джона Спилсбери:
Пазлы использовались исключительно в качестве учебных пособий вплоть до начала XIX в. Пока в 1909 г. в США не открыли фабрику по производству пазлов на дешевой картонной основе. Именно это событие и стало отправной точкой трансформации элитного учебного пособия в общедоступное развлечение.
В России XIX-го века пазлы также были известны и популярны, но в качестве салонной игры под названием «пузеля». Практически исчезнувшие в советский период, они вернулись на отечественный рынок в конце XX в. под новым наименованием – «пазлы».
Название «пазл» является «калькой» английского слова «puzzle», которое переводится как «загадка» или «головоломка». При этом в русском языке так принято называть только определенную игру, состоящую из множества фрагментов, а за рубежом словом пазл обозначают все игры-головоломки и даже кроссворды.
В России XIX-го века пазлы также были известны и популярны, но в качестве салонной игры под названием «пузеля». Практически исчезнувшие в советский период, они вернулись на отечественный рынок в конце XX в. под новым наименованием – «пазлы».
Название «пазл» является «калькой» английского слова «puzzle», которое переводится как «загадка» или «головоломка». При этом в русском языке так принято называть только определенную игру, состоящую из множества фрагментов, а за рубежом словом пазл обозначают все игры-головоломки и даже кроссворды.
Традиционно пазлом называют игру-головоломку: плоский рисунок разбит на множество сегментов разной формы, которые необходимо в определенном порядке собрать между собой, чтобы «восстановить» первоначальную картину. В отличие от мозаики, имеющей множество разных вариантов сборки, пазл предусматривает только одну четкую конечную структуру.
Собирание пазлов – это не только развлечение, которое нравится детям и взрослым, но и увлекательный способ развития когнитивных и моторных навыков, а также отличная нейропротекторная активность.
Исследования, опубликованные в 2012 г. в журнале «Elsevier» и журнале социальных и поведенческих наук «Procedia», показывают, что сборка паззлов развивает у детей:
Исследования, опубликованные в 2012 г. в журнале «Elsevier» и журнале социальных и поведенческих наук «Procedia», показывают, что сборка паззлов развивает у детей:
- Когнитивные способности: логическое и пространственное мышление, внимание к деталям.
- Моторные навыки, а также навыки устной и письменной речи и рисования.
- Социальные навыки: если ребенок собирает пазл с родителями или друзьями, он учится сотрудничать и распределять задачи.
- Эмоциональные навыки: терпение, усидчивость, постановка целей.
Исследование, опубликованное в 2022 г. в «Journal of Educational Health and Community Psychology» подтверждает успокаивающий эффект от сборки пазлов и рекомендует ее для облегчения состояния при легких депрессивных расстройствах и работы с детьми с синдромом дефицита внимания.
Согласно исследованию, опубликованному в 2022 г. в международном журнале экологических исследований, взрослым необходимо собирать пазлы не менее 30 минут в день для поддержания когнитивных и моторных функций, а также замедления процессов старения головного мозга.
Таким образом можно сделать вывод о том, что сборка пазлов – это полезная для всей семьи игра, которая способствует поддержанию здоровья и развитию интеллектуальных способностей.
Согласно исследованию, опубликованному в 2022 г. в международном журнале экологических исследований, взрослым необходимо собирать пазлы не менее 30 минут в день для поддержания когнитивных и моторных функций, а также замедления процессов старения головного мозга.
Таким образом можно сделать вывод о том, что сборка пазлов – это полезная для всей семьи игра, которая способствует поддержанию здоровья и развитию интеллектуальных способностей.
Современные пазлы изготавливаются из множества различных материалов и предназначены для всех возрастных групп:
- С самыми маленькими детьми можно собирать контурные пазлы в виде фигурок животных из 2-3 крупных деталей.
- С ребятами постарше можно собирать более сложные пазлы, которые помогут выучить алфавит, цифры и даже правила дорожного движения.
- Младшим школьникам будут интересны пазлы с большим количеством деталей, посвященные героям сказок, которые они читают на уроках.
- Старшеклассникам и взрослым будут интересны сложные объемные 3D пазлы.
Совместная сборка пазлов по вечерам, в выходные дни или на каникулах может стать полезной и приятной семейной традицией, которая поможет установить комфортный эмоциональный микроклимат, благоприятно скажется на здоровье и интеллектуальном развитии детей и их родителей.