Графические методы сохранения и систематизации знаний использовались еще на заре цивилизации в виде наскальных рисунков. С появлением письменности визуализация информации отошла на второй план, но продолжала применяться педагогами и философами. Одними из самых ранних примеров интеллект-карт являются графическое изображение философии аристотеля, созданное в III в. до н. э. финикийским философом Порфирием и «Дерево пропорциональностей», нарисованное итальянским ученым, изобретателем и художником Леонардо да Винчи:
Новая волна популярности использования методов визуализации пришлась на конец 60-х годов ХХ в., когда Британский психолог Тони Бьюзен выдвинул теорию о том, что просмотр текста слева направо и сверху вниз не является естественным способом восприятия зрительной информации. Человек рассматривает страницу целиком и не линейно. Таким образом, наиболее эффективным способом конспектирования информации является диаграмма связей, выстраиваемая от центра в стороны. Кроме того во время составления интеллект-карт человек использует оба полушария головного мозга: левое, отвечающее за логику, и правое – «творческое». Это повышает усваиваемость материала за счет активизации практически всех видов памяти: слуховой, кинетической, зрительной, эмоциональной и ассоциативной.
Интеллект-карта Бьюзена визуально напоминает нейрон головного мозга: от основной идеи, расположенной в центре листа, в разные стороны расходятся ветви дополнительной информации. Поэтому за диаграммой связей закрепилось название «mind map».
В русском языке встречается множество вариантов перевода этого термина: «карта мыслей», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «схема мышления», «ассоциативная диаграмма» и даже «карта памяти». Но какое бы название не использовалось, сущность интеллект-карт остается неизменной – это графический метод визуализации информации, который помогает ее логически структурировать и эффективно усвоить.
Ментальные карты применяются для обучения детей всех возрастных групп:
- В дошкольных образовательных учреждениях mind mapping используется для подачи нового материала, обобщения и закрепления пройденного, а также в качестве итоговой работы по завершенной теме. С помощью интеллект-карт детей учат выделять главную мысль, искать ассоциации, рассуждать, пересказывать и рассказывать. Это положительно сказывается на речевых и коммуникативных навыках, позволяет расширить словарный запас. Для создания «карты мыслей» используются техники, развивающие мелкую моторику: рисование, аппликация, лепка и пр.
- В начальной школе интеллект-карты используются для изучения новых тем по математике, русскому языку, природоведению и другим предметам. С помощью ментальной карты можно составить план рассказа, подготовиться к контрольной работе, запоминать алгоритмы решения задач.
- В средней школе ментальные карты помогут успешно подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, поскольку позволяют систематизировать большой объем информации.
- В старшей школе и высших учебных заведениях технология ментальных карт используется для подготовки к семинарам, защите курсовых и дипломных работ, выступлениям на конференциях и других мероприятиях.
Применение интеллект-карт в образовании положительно сказывается на успеваемости обучающихся: дети быстрее запоминают и лучше усваивают новую информацию; легче понимают сложные темы и концепции; у них развивается критическое мышление, память и внимательность. Кроме того, с помощью ментальных карт дети реализуют свой творческий потенциал и учатся нестандартно мыслить.
Эффективность использования ментальных карт подтверждена рядом исследований:
- Сеульский национальный университет в 2022 г. опубликовал статью, посвященную влиянию использования технологии ментальных карт на когнитивные навыки учащихся. Составление интеллектуальных карт способствует развитию таких навыков, как: память, внимание, воображение, речь, логическое и критическое мышление.
- В июле 2023 г. журнал образовательных и социальных исследований «Richtmann Publishing» опубликовал исследование Ханойского педагогического университета, посвященное влиянию технологии mind mapping на успеваемость учащихся начальной школы. В исследовании приняли участие 94 ученика пятых классов в возрасте 10-11 лет из школы Фу Ло А в округе Соксон. Их случайным образом разделили на 2 группы из 46 и 48 студентов: первая обучалась с использованием технологии интеллект-карт, вторая – традиционно. В результате выходного тестирования было выявлено, что студенты из первой группы глубже усвоили пройденный материал и показали более высокие средние баллы. По мнению преподавателей студенты, составлявшие ментальные карты, проявляли больший интерес к учебе и активнее участвовали в образовательном процессе, чем обучающиеся из второй группы. Также о положительном влиянии на успеваемость говорят результаты исследований, посвященных применению технологии интеллект-карт в преподавании геометрии и математики, опубликованные в апреле 2020 г. в международном журнале научных и технологических исследований и в 2021 г. в журнале исследований инноваций и их последствий в образовании. Современный журнал об образовании и развитии в сентябре 2022 г. опубликовал данные о повышении успеваемости по биологии у учеников средней школы Аджаокута.
Mind map – это эффективный метод обучения детей, который помогает им лучше усваивать новую информацию, развивать критическое мышление и творческие навыки, улучшать память и внимание.