Статьи

Критериальное оценивание в школе

Критериальное оценивание в школе - статья АНО ДО «Образовательный центр «Орион»
Оценивание играет важную роль в учебном процессе: оно позволяет определить степень освоения материала, развитие навыков и умений обучающихся, а также помогает принимать обоснованные решения относительно дальнейшего образовательного маршрута. Однако традиционные методы оценивания, основанные на использовании числовых шкал и балльных систем, не всегда являются достаточно объективными и информативными. В связи с этим все больше школ прибегают к использованию критериального оценивания. Оно представляет собой систему критериев и показателей, по которым происходит оценка работ или заданий обучающихся. При этом каждый критерий имеет свое значение или вес, что позволяет дифференцировать оценку по различным аспектам работы ученика. Такой подход помогает выявить точки роста и определить образовательные потребности каждого ученика. Способствует прозрачности, понятности и объективности оценочного процесса.

Что такое критериальное оценивание?

Это методика оценки знаний и компетенций обучающихся на основе определенных критериев, которые представляют собой конкретные показатели успеха. Это означает, что оценка выставляется не на основании сравнения с другими учениками, а по степени достижения конкретных целей и результатов обучения. Вместо традиционной системы оценок, где используются числовые шкалы или буквенные обозначения, критериальное оценивание позволяет более объективно и детально проанализировать прогресс каждого ученика.

Основная идея критериального оценивания:

Заключается в том, что каждый аспект знаний или навыков можно разбить на отдельные измеримые критерии. Педагоги должны разработать для обучающихся ясные и конкретные цели и стандарты, по которым будет оцениваться успешность образовательного результата. Так каждый школьник сможет увидеть, что ему нужно сделать для достижения высоких показателей успеваемости и усвояемости материала.
Важным компонентом критериального оценивания является разработка четких рубрик, матрицы и шкалы оценивания:
  • Рубрика содержит список критериев, по которым будет проводиться оценка работы учащегося.
  • Каждый критерий имеет определенные уровни, которые помогают определить, насколько хорошо работа соответствует требованиям. Например, для оценки письменного сочинения рубрика может включать такие критерии как грамматика, структура, содержание и т. д. Для каждого критерия могут быть определены уровни от «неудовлетворительно» до «отлично».
  • Матрица представляет собой сводную таблицу, в столбцах которой отражены критерии и показатели анализа занятия, а в строках – уровень, отражающий на сколько обучающиеся овладели знаниями и умениями по теме урока.
  • Шкала оценивания позволяет сопоставить фактически полученные результаты выполнения задания с соответствующими баллами (1-0, 2-0, 5-2, 10-1). В ней задаются максимальные, промежуточные и минимальные баллы за выполнение заданий.

Принципы критериального оценивания:

  • Прозрачность: обучающиеся должны быть полностью проинформированы о том, какие результаты от них ожидается и какие критерии будут использоваться для оценки. Это помогает детям четко понять требования к выполнению задания и научиться самостоятельно анализировать свои ошибки.
  • Объективность: критерии оценивания должны быть ясными и применяться ко всем ученикам. Отсутствие субъективности при выставлении оценок помогает избежать конфликтов между участниками образовательного процесса.
  • Мотивация: зная, какие результаты от них ожидаются, обучающиеся могут целенаправленно работать над своими знаниями и навыками. Постоянная обратная связь со стороны преподавателя также помогает школьникам понять, в чем они уже достигли успеха и что им еще нужно улучшить.
  • Постоянность: оценивание должно проводиться регулярно и естественным образом вписываться в образовательный процесс, не противореча его целям.
  • Развитие навыков самооценивания: обучающиеся должны не только понимать каждый критерий, но и уметь объективно оценивать собственные образовательные результаты.
Таким образом, наиболее просто и точно сформулировать определение критериального оценивания можно следующим образом: это процесс сравнения фактических достижений обучающихся с заранее известными критериями, которые соответствуют образовательным целям, а также доступны и понятны преподавателям, родителям и детям.

Виды критериального оценивания:

  • Формирующее или текущее оценивание: используется в процессе обучения для отслеживания прогресса каждого ученика и корректировки его работы.
  • Суммативное или констатирующее: проводится в конце темы, раздела или курса для определения итогового уровня знаний и умений обучающихся.

Задачи критериального оценивания:

  1. Определение уровня подготовки каждого обучающегося на каждом этапе образовательного процесса.
  2. Отслеживание индивидуального прогресса каждого ребенка и корректировка его индивидуальной траектории развития.
  3. Мотивирование обучающихся на улучшение образовательного результата.
  4. Дифференцирование значимости оценок по различным видам деятельности обучающихся.
  5. Отслеживание эффективности программы обучения.
  6. Обеспечение обратной связи между педагогом, учениками и их родителями.
Использование критериальной системы оценивания в школе позволяет обучающимся выявить точки роста и сосредоточиться на улучшении конкретных навыков или знаний. Кроме того, такая система способствует развитию навыков самооценивания и самоконтроля учеников, поскольку они могут видеть свой прогресс через достижение более высоких уровней по каждому критерию.

Примеры использования критериального оценивания:

  • Тесты: каждый вопрос теста оценивается по заранее заданным критериям.
  • Проекты: критерии оценки проекта определяются заранее и доводятся до сведения обучающихся.
  • Сочинения: критерии оценки сочинения могут включать в себя грамотность, структуру текста, аргументацию и т.д.

Преимущества и недостатки критериального оценивания

Критериальное оценивание в школе является эффективным инструментом для объективной оценки уровня знаний и навыков обучающихся. Способствует прозрачности и объективности процесса оценивания, а также развитию мотивации учащихся. Однако при реализации критериального возникают трудности которые необходимо учитывать.

Недостатки критериального оценивания:

  • некоторые задания или работы может быть сложно оценить по четким критериям, особенно если для их оценки необходимо субъективное мнение эксперта;
  • не все критерии одинаково легко измеряются или количественно выражаются;
  • родителям бывает сложно понять результаты критериального оценивания, выраженные в отметках их детей, особенно если оценочная шкала отличается от классической (от единицы до пятерки). Поэтому очень важна качественная и своевременная обратная связь от педагога.
  • для успешной реализации критериального оценивания необходима подготовка и обучение педагогов. Учителя должны знать, как разрабатывать критерии оценки и эффективно использовать их в процессе обучения.
Критериальное оценивание в школе может быть применено ко всем предметам и видам работ. Оно способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления обучающихся. Кроме того, оно помогает снизить страх перед проведением экзаменов или тестированием, поскольку ученики точно знают, что от них требуется и по каким именно критериям будут оцениваться их результаты.

Преимущества применения критериального оценивания:

  • Объективность: заранее известные критерии оценивания исключают возможность субъективности преподавателя при выставлении оценок. Это позволяет обеспечить равные условия для всех обучающихся и создать честную систему оценивания.
  • Линейность и структурированность: каждому критерию соответствует определенный балльный диапазон. Это позволяет педагогу более точно определить уровень знаний и навыков каждого обучающегося, а обучающимся лучше понять, на каком этапе обучения они находятся и к чему следует стремиться.
  • Гибкость и адаптивность: каждый критерий оценивания может быть адаптирован под конкретные условия и потребности класса или ученика. Это позволяет преподавателям создать персонализированный подход к оценке знаний, учитывая индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого обучающегося.
  • Положительное влияние на мотивацию обучающихся: подробная обратная связь по каждому критерию позволяет детям понять, в чем они преуспели, а что стоит «подтянуть». Благодаря этому они становятся более активными участниками образовательного процесса, понимают и принимают ответственность за собственное обучение и академический результат.
  • Развитие у обучающихся метапредметных навыков: при использовании этого метода оценивания ученики не только получают знания по предмету, но и развивают такие важные навыки, как анализ, синтез, самоорганизация и критическое мышление. Это помогает им лучше справляться с задачами в других областях жизни и быть успешными в будущем.
Применение критериального метода оценивания в школе обеспечивает объективность, структурированность и адаптивность процесса выставления оценок, способствует развитию самооценки обучающихся и формированию у них метапредметных навыков. Внедрение критериального оценивания может значительно повысить эффективность образовательного процесса и результативность обучения. Этот оценочный подход помогает каждому ученику в полной мере реализовать свой потенциал.

Критериальное оценивание в школе по ФГОС

Критериальное оценивание в школе является одним из ключевых принципов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Оно позволяет объективно оценивать знания, умения и навыки обучающихся на основе определенных критериев.
Согласно приказу Министерства просвещения РФ № 287, в редакции от 31.05.2021 г., система оценивания достижения запланированных образовательных результатов должна:
  • отражать содержание и критерии оценки, а также формы представления результатов оценочной деятельности;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения учебной программы, позволяющий проводить оценку предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся;
  • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения: проектов, практических и творческих заданий, командных и личных исследовательских работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдений, тестов и др. динамических показателей освоения навыков и знаний;
  • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
  • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся всем участникам образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью критериального оценивания является развитие компетентности учащихся. При этом под компетентностью понимается не только наличие знаний у обучающихся по предмету, но формирование у них метапредметных знаний и навыков, а также развитие умения применять эти знания и навыки на практике. Поэтому при критериальном оценивании важно не только проверить, что обучающийся знает определенные факты или правила, но и убедиться, что он может успешно использовать эти знания.
В рамках ФГОС были разработаны общие критерии оценивания достижения образовательного результата по ряду учебных дисциплин, таких как: математика, информатика, физика, химия и биология. Эти критерии помогают педагогам проводить объективную оценку работы учащихся. Общие критерии включают такие аспекты как точность выполнения задания, глубину анализа материала, самостоятельность мышления и т. д.
Каждый предмет имеет свои специфические критерии оценивания. Например, для математики это может быть правильность использования формул и методов решения задач, а для русского языка – грамотность и ясность выражения мыслей.
Важно отметить, что критериальное оценивание не только помогает педагогам оценить работу учеников, но и способствует развитию саморегуляции и самооценки обучающихся. Каждый школьник может сравнить свою работу с общими критериями и определить свои сильные и слабые стороны. Это позволяет ему более осознанно подходить к выполнению заданий в будущем.
Кроме того, критериальное оценивание способствует повышению мотивации обучающихся: когда ребенок видит, что его работа соответствует обозначенным критериям и получает высокий балл, он чувствует удовлетворение и гордится достигнутыми результатами. Это мотивирует его стремиться к дальнейшему развитию и повышению компетентности.
Однако, необходимо помнить о возможных негативных последствиях критериального оценивания: обучающиеся могут начать стремятся только к получению максимального балла, не задумываясь о глубине понимания материала или развитии своих навыков. Поэтому важно сбалансировать использование критериев с разнообразными методами обучения и оценивания и составлять проверочные задания таким образом, чтобы выполнить их на 100% только с помощью «зубрежки» было невозможно.

Формирование критериев оценивания

Критерии могут быть сформулированы в виде:
  • Дескрипторов: описания того, что должен знать и уметь ученик для достижения каждого уровня оценки (знать о роли органической химии; знать определение изомера и изомерии; умение писать формулы веществ; может сделать доклад или презентацию по изомерам и изомерии и т. п.).
  • Шкалы оценивания: набор баллов, соответствующих разным уровням достижения целей.

Требования к оценочным критериям:

  • Четкость: критерии должны быть понятными для всех участников образовательного процесса.
  • Измеримость: критерии должны позволять однозначно определить, достиг ли обучающийся требуемого результата.
  • Достижимость: результаты должны быть достижимыми, но требующими приложения усилий, чтобы поддерживать в обучающихся интерес к обучению и саморазвитию.
  • Сообразность целям обучения: критерии должны соответствовать изучаемому материалу.

Пример критериев для оценивания по математике, тема «Умножение»:

  • Ученик может правильно умножать однозначные числа.
  • Ученик может правильно умножать двузначные числа.
  • Ученик может решать задачи на умножение.

Основные критерии оценки:

  • Знание и понимание материала: педагог определяет, какие конкретные знания и концепции должны быть освоены обучающимися, а также степень глубины понимания материала.
  • Проектная деятельность: оцениваются не только результаты проекта, но и процесс его выполнения – планирование, работа в коллективе, использование информационных источников и т.д.
  • Критическое мышление и решение проблем: оценивается способность обучающихся анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, формулировать гипотезы и предлагать аргументированные варианты решения проблем.
  • Коммуникативные навыки: оценивается способность обучающихся уметь четко и последовательно излагать свои мысли, слушать собеседника, задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.
  • Самостоятельность и ответственность за учебный процесс: ученики выполняют задания, а затем, по установленным заранее критериям, самостоятельно оценивают результаты и ход решения заданий.
  • Работа с информацией: оцениваются навыки поиска, систематизации и использования различных источников данных.
Каждая школа может разрабатывать свои собственные критерии оценивания, исходя из специфики учебного процесса и целей образовательной программы. Главное при этом – объективность, справедливость и прозрачность оценивания для всех обучающихся.

Виды образовательных результатов при критериальном оценивании

Образовательный результат – это измеряемый прогресс в развитии навыков и знаний обучающихся, который формируется в рамках осуществления образовательного процесса с помощью дидактических средств.
В соответствии с ФГОС образовательные результаты бывают трех видов:
  • Предметные: усвоение обучающимися образовательного минимума, достижение конкретных результатов по предмету, применение полученных знаний на практике.
  • Метапредметные: проектная и исследовательская деятельность обучающихся, творческие работы, обобщение знаний по комплексу изученных дисциплин.
  • Личностные: социальная активность, общественно полезная деятельность.

Виды предметных образовательных результатов:

Виды предметных образовательных результатов

Шкалы оценивания образовательных результатов

Шкала оценивания предусматривает получение конкретной оценки образовательных результатов. При этом при критериальном оценивании, помимо количественных характеристик (баллов), в шкалу включаются качественные характеристики результата выполнения задания обучающимся.
В шкале задается:
  • Максимальный балл, который можно получить за полностью выполненное задание.
  • Промежуточные баллы, которые соответствуют различным вариантам частичного выполнения задания.
  • Варианты невыполнения задания (нулевой балл).
Оценивание знаний ученика может быть выражено в баллах, процентах или словесной форме:
  • Балльная шкала: например, от 1 до 5 баллов, где 5 баллов – это самый высокий уровень достижения целей.
  • Процентная шкала: например, от 0% до 100%, где 100% – это безошибочное выполнение задания.
  • Словесная шкала: например, «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В зависимости от конкретных требований и задач образовательной программы, школы могут использовать разные типы шкал оценивания. Однако все они должны быть четко структурированы и давать возможность точно определить степень достижения каждого учащегося.

Шкала 1-0

Используется для оценки простых заданий, выполняемых в одно действие и подразумевающих один правильный ответ: «да-нет» или «верно-неверно». Например, «Тигр – это млекопитающее?», «Утверждение, что на ноль делить нельзя, верное или неверное?». Для заданий, которые выполняются в несколько этапов, имеют несколько вариантов правильных и неправильных ответов, требуют от обучающихся применения аналитических способностей, логики или творческих навыков, данная шкала не подходит.

Шкала 2-1-0

Используется для критериального оценивания составных заданий, при решении которых обучающимся необходимо выполнить несколько однотипных действий, обосновать собственное решение, объяснить термин своими словами, привести примеры использования и т. п. Например, заполнить пропущенные буквы в словах, при изучении темы «Приставки пре- и при-». А также для заданий, содержащих два условия, например, дать определение термина «кислоты» и классифицировать кислоты по признакам (основность, кислородность остатка, растворимость).

Пятибалльная шкала

Используется в государственных школах России с 1944 года. При этом самой низкой оценкой являются 2 балла. Кол – это традиционно поведенческая оценка, которую учителя проставляют только в дневник школьника, чтобы привлечь внимание родителей к тому, что ребенок вообще не готов к занятию или отказывается выполнять задание.
Пятибалльная шкала оценивания
Такая шкала оценивания дает недостаточно информации, поэтому ее расширяют оценками с минусом и плюсом («5-», «4+» и т. д.). Однако плюсы и минусы, как правило, не проставляются в классный журнал, а лишь выступают в качестве мотиваторов для обучающихся: в чем отличился, а что нужно улучшить. Допускается использование расширенной пятибалльной шкалы вместе с процентной шкалой, но при этом в балльной части проставляются только минусы:
Расширенная пятибалльная шкала оценивания
При оценивании результатов ЕГЭ и ОГЭ проставление оценок с минусом не предусмотрено, поэтому шкала выглядит следующим образом:
5-ти балльная шкала оценивания ОГЭ/ЕГЭ

Десятибалльная шкала

В России используется в частных школах, образовательных центрах и высших учебных заведениях. Считается более мотивирующей и индивидуально-ориентированной, чем традиционная 5-ти балльная шкала оценивания.
Критерии оценивания при десятибалльной системе проставления отметок определяются внутренними документами образовательной организации. Примерный вариант оценок и общих критериев оценивания приведен в таблице:
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценки от 1 до 3)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 4)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 5)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 6)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 7)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 8)
Критерии оценивания при десятибалльной шкале (оценка 10)
Основная сложность в применении 10-ти балльной оценочной шкалы связана с тем, что ее необходимо перевести в стандартную 5-ти балльную систему для получения государственного аттестата и поступления в большую часть ВУЗов. Система для пересчета баллов регулируется каждым учебным заведением самостоятельно. Но, как правило, используются следующие значения:
Пример перевода 10-ти балльной оценочной шкалы в стандартную 5-ти балльную систему
Шкалы оценивания при критериальном подходе помогают педагогическому составу создать единый формат присвоения оценок достижениям обучающихся. Это облегчает процесс сравнения результатов разных учеников и позволяют более объективно определить степень их успехов. Кроме того, шкалы оценивания способствуют развитию саморегуляции и ответственности обучающихся, поскольку они видят явные критерии своего успеха и могут работать над его повышением.
Важно выбирать наиболее подходящую шкалу в зависимости от требований программы и задач обучения.

Заключение

Критериальное оценивание в школе является эффективным инструментом для оценки знаний и навыков обучающихся. Оно позволяет более объективно и справедливо оценивать достижения каждого ученика, а также дает возможность им самим принимать участие в процессе оценки.
Однако, необходимо помнить, что критериальное оценивание требует тщательной подготовки со стороны учителя. Важно определить четкие критерии и показатели успеваемости, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех обучающихся. Также следует проводить регулярные проверки правильности использования критериев и исправлять ошибки при необходимости.
Кроме того, при использовании критериального оценивания необходимо стремиться к разнообразию методов и форматов заданий. Это поможет более полно раскрыть способности каждого ученика.
Нельзя также забывать и о значимости обратной связи. Учитель должен предоставлять обучающимся информацию о том, в чем они успешны и над чем нужно еще поработать. Это поможет им видеть свой прогресс и развиваться.
Критериальное оценивание способствует повышению качества образования. Оно позволяет более объективно определить уровень знаний и навыков учащихся, а также стимулирует их активность и самостоятельность. Правильное использование этого подхода может значительно содействовать развитию образовательной системы в целом.
Педагогические технологии и методики