Статьи

ТРКМ этап «Рефлексия»: прием «Кластер» и прием «Письма в будущее»

ТРКМ этап «Рефлексия»: прием «Кластер» и прием «Письма в будущее»
Фаза «Рефлексия» посвящена анализу и сопоставлению результатов, полученных на этапе «Осмысление» с гипотезами, выдвинутыми на этапе «Вызов». Дети завершают формирование собственного мнения о пройденном материале. Также на этом этапе формируется дальнейший образовательный маршрут.

«Кластер»

Кластер (от английского «cluster» – «гроздь») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Прием «Кластер» может применяться на любом из этапов ТРКМ. На стадии вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Во время этапа «Вызов» кластеры выступают в качестве мотиваторов к размышлению до начала изучения темы, они стимулируют познавательную деятельность школьников.
Прием «Кластер» может применяться на любом из этапов ТРКМ. На стадии вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Во время этапа «Вызов» кластеры выступают в качестве мотиваторов к размышлению до начала изучения темы, они стимулируют познавательную деятельность школьников.
На этапе «Осмысление» кластеры используются для систематизации полученной информации. Дети объединяют понятия по общим признакам, составляют логические цепочки и делают выводы.
На этапе «Рефлексия» кластеры помогают детям обобщить полученные знания, сформулировать собственное мнение по теме.

Прием «Кластер» развивает у школьников следующие навыки:

  • Системное мышление – умение видеть взаимосвязи между понятиями и явлениями.
  • Ассоциативное мышление – умение находить связи между отдаленными понятиями.
  • Креативное мышление – умение создавать новые идеи.
  • Критическое мышление – умение анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать выводы.
Кластеры являются эффективным инструментом для формирования у детей навыков глубокого анализа, систематизации информации и выявления взаимосвязей между различными концепциями.
Применение кластеров предполагает создание визуальных схем, которые помогают учащимся структурировать знания и размышлять над темой более продуктивно. Например: на доске рисуется центральный круг, который символизирует основную тему или проблему. От центрального элемента отходят линии к другим кругам, которые обозначают подтемы или ключевые понятия. Ученики добавляют к ним дополнительные ветви, представляющие идеи или аргументы. Через такую визуализацию можно провести анализ сложных текстов, исследовать разные точки зрения или разрабатывать проекты.
Для развития критического мышления особенно важно научить школьников задавать правильные вопросы по каждому элементу кластера. Они должны уметь исследовать причинно-следственные связи, распознавать предположения и выводы, а также оценивать доказательства и аргументы. Для этого педагоги могут использовать методику «Socratic questioning» (сократические вопросы), которая предполагает диалог между учителем и учеником с целью привести последнего к самостоятельным выводам через серию направленных вопросов.
Для развития критического мышления особенно важно научить школьников задавать правильные вопросы по каждому элементу кластера. Они должны уметь исследовать причинно-следственные связи, распознавать предположения и выводы, а также оценивать доказательства и аргументы. Для этого педагоги могут использовать методику «Socratic questioning» (сократические вопросы), которая предполагает диалог между учителем и учеником с целью привести последнего к самостоятельным выводам через серию направленных вопросов.
Еще один способ применения кластеризации – это проведение SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). Этот метод помогает обучающимся оценить любую ситуацию или проект с нескольких сторон.
Важно отметить, что преподаватели могут адаптировать эту методику под разные учебные задачи и возрастные особенности учеников.
Важно отметить, что преподаватели могут адаптировать эту методику под разные учебные задачи и возрастные особенности учеников.
Использовать кластеризацию можно при изучении различных дисциплин для индивидуальной, групповой или парной работы на уроке.

Пример использования кластера очерка на уроке литературы или чтения:

В конце изучения произведения педагог может предложить обучающимся составить кластер с ключевыми идеями литературного произведения. Дети могут записать в центр кластера название произведения, а затем вокруг него написать все идеи, которые они нашли в нем нашли. Это могут быть идеи о любви, дружбе, войне, мире, природе и т.д.

Пример использования кластера на уроке русского языка:

В конце изучения темы «Имя существительное как часть речи» учитель может предложить детям составить кластер с грамматическими признаками имени существительного.

Пример использования кластера на уроке биологии:

В конце изучения темы «Органы человека» преподаватель может предложить ученикам составить кластер с основными функциями органов. Дети могут записать в центр кластера слово «Функции органов», а затем вокруг него написать все функции, которые выполняют органы человека. Это могут быть функции питания, дыхания, выделения, движения, размножения и т.д.
Прием «Кластер» помогает детям лучше понять изучаемый материал и систематизировать знания. Применение кластеризации на занятиях позволяет обучающимся не только структурировать информацию и обнаружить скрытые связи, но и развивает навыки анализа, оценки и синтеза информации. Используя кластеры, школьники учатся более осознанно подходить к решению учебных задач и формировать обоснованные суждения, что несомненно повысит их образовательный потенциал и подготовит к решению сложных жизненных проблем.

«Письма в будущее»

Этот вид деятельности помогает обучающимся анализировать свои текущие знания и представления, задумываться о перспективах своего развития и возможных изменениях в мире.
Прием «Письма в будущее» предполагает, что дети пишут письма, адресованные самим себе через определенный промежуток времени, вымышленным персонажам или будущим поколениям. Написание писем другим лицам побуждает обучающихся выйти за рамки личного опыта и рассмотреть более широкий контекст социальных, экономических и технологических изменений. В письме дети могут поделиться своими мыслями и чувствами о том, что они узнали, чему научились, и как это повлияло на них.
Процесс написания писем в будущее начинается с рефлексии: обучающиеся должны оценить, что они уже знают, какие навыки имеют и какие проблемы видят вокруг себя. Далее они формулируют гипотезы о том, как эти знания и навыки могут быть применены в будущем, и как мир может измениться.
Важная часть данного метода – критическая оценка собственных предположений и планов. Ученики должны задать себе вопросы: «Почему я думаю, что это произойдет?», «Какие факторы могут повлиять на реализацию моих планов?», «Какие альтернативные сценарии я могу представить?». Такой подход побуждает к глубокому анализу собственного опыта и окружающей действительности, приводит к формированию более сложных и осознанных представлений о будущем.
Заключительный этап «Писем в будущее» включает обсуждение написанных писем в классе или малых группах. Это обеспечивает возможность для обмена идеями, критической оценки различных точек зрения и корректировки собственных представлений о будущем на основе аргументированного диалога. Такой обмен способствует не только развитию критического мышления, но и умению аргументированно выражать свою точку зрения и уважать мнение других.

Как использовать прием «Письма в будущее»:

  • Объяснить обучающимся цель и принцип работы приема.
  • Задать детям вопросы, которые помогут им сформулировать свои мысли и чувства.
  • Дать ученикам достаточное количество времени для написания писем.
  • Предложить обучающимся поделиться своими письмами с одноклассниками.

Примеры вопросов, которые можно задать обучающимся:

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Что было для вас самым важным на уроке?
  • Как то, что вы узнали, повлияет на вас в будущем?
  • Что вы хотите сказать себе или другому человеку в будущем?

Преимущества приема «Письма в будущее»:

  • Помогает детям глубже понять учебный материал и его связь с реальной жизнью.
  • Развивает у обучающихся критическое мышление и способность к рефлексии.
  • Позволяет детям выразить свои мысли и чувства в свободной и творческой форме.
Подход написания писем в будущее может быть интегрирован в различные учебные дисциплины, от социальных наук до естественных. Это позволяет обучающимся применять навыки критического мышления в конкретных предметных областях и учиться проектировать знания на потенциальные будущие реалии.

Пример использования «Писем в будущее» на уроке математики:

Написать самому себе или известному математику письмо о том, что узнали о математике, как эта дисциплина помогает им в жизни.

Пример использования «Писем в будущее» на уроке литературы:

Написать любимому герою произведения письмо о том, что поняли из прочитанного

Пример использования «Писем в будущее» на уроке истории:

Написать известному историческому деятелю письмо о том, что думают о прошлом; о том, как оно повлияло на настоящее и о том, как может повлиять на будущее.
Написание писем в будущее помогает учащимся лучше усвоить учебный материал и задуматься о его значении. Это творческий и мотивирующий способ развивать у школьников критическое мышление. Прием развития ТРКМ «Письмо в будущее» помогает детям осознать связь между настоящим и будущим, учит глубже анализировать информацию, формулировать обоснованные предположения и быть открытыми для различных перспектив.
Использование вышеуказанных приемов ТРКМ на этапе рефлексии поможет детям превратиться из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Навыки самоорганизации и самостоятельной работы с информацией пригодятся им не только в дальнейшей учебе, но и в жизни.
Педагогические технологии и методики