Жизнь в высокотехнологичном информационном обществе предъявляет свои требования к образовательному процессу и навыкам, которыми необходимо обладать, чтобы быть успешным человеком и востребованным специалистом. Критическое мышление – это ключевой навык, без которого в ХХI веке не обойтись: от умения анализировать и оценивать получаемую информацию зависит наша способность принимать обоснованные решения и понимать сложные явления в окружающем мире. Именно поэтому крайне важно включать в образовательный процесс педагогические методики, которые будут способствовать развитию критического мышления у школьников: это поможет воспитать в детях самостоятельность, развить их аналитические способности, научит решать сложные и проблемные задачи. Критическое мышление является неотъемлемой частью формирования личности и успешной адаптации к жизни в информационном обществе.
Педагогическая технология развития критического мышления направлена на формирование у детей навыков поиска информации, оценки ее достоверности, анализа и интерпретации фактов. ТРКМ помогает обучающимся выработать собственное обоснованное мнение и приобрести навык аргументированно доказывать собственную точку зрения, а также применять полученные знания на практике и принимать обоснованные решения.
Часто дети не понимают, что значит быть критически мыслящим, чем это отличается от простого сомнения или неприятия чужих мнений. Важно помочь им уловить основные черты критического мышления и научиться применять их в повседневной жизни.
Один из способов достичь этой цели – использовать аналогии или сравнения. Например, можно объяснить, что критическое мышление похоже на то, как детектив расследует преступление: он задается многочисленными вопросами, собирает информацию, проверяет ее достоверность и делают выводы на основе полученных данных. Это поможет школьникам понять, что критическое мышление – это активный процесс анализа и оценки информации. Когда школьники используют критическое мышление, это звучит как: «Я задаюсь вопросами и ищу доказательства», «Я рассматриваю разные точки зрения и сравниваю их», «Я делаю выводы на основе фактов, а не просто верю на слово».
Одним из приемов, используемых для развития критического мышления у детей, является формирование навыков анализа и оценки информации. Педагоги стараются предложить обучающимся задания, которые требуют от них самостоятельного поиска данных, выявления их достоверности и проверки наличия подтверждающих фактов. Такие задания помогают детям осознать важность проверки источника информации перед тем, как делать выводы или принимать какие-либо решения. Кроме того, педагогические методики развивают критическое мышление через аналитические навыки: классификацию, сравнение и обобщение информации. Эти навыки помогают обучающимся систематизировать полученные знания и выявлять связи между различными явлениями и фактами.
Благодаря многочисленным приемам и методикам использования, ТРКМ универсальна – ее можно применять как на гуманитарных предметах, так и на занятиях по точным наукам, например, на математике. Главное соблюдать последовательность технологических этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии вызова происходит знакомство обучающихся с новой темой; они выдвигают свои первичные предположения; ставят цели и задачи для дальнейшего самостоятельного изучения.
Часто дети не понимают, что значит быть критически мыслящим, чем это отличается от простого сомнения или неприятия чужих мнений. Важно помочь им уловить основные черты критического мышления и научиться применять их в повседневной жизни.
Один из способов достичь этой цели – использовать аналогии или сравнения. Например, можно объяснить, что критическое мышление похоже на то, как детектив расследует преступление: он задается многочисленными вопросами, собирает информацию, проверяет ее достоверность и делают выводы на основе полученных данных. Это поможет школьникам понять, что критическое мышление – это активный процесс анализа и оценки информации. Когда школьники используют критическое мышление, это звучит как: «Я задаюсь вопросами и ищу доказательства», «Я рассматриваю разные точки зрения и сравниваю их», «Я делаю выводы на основе фактов, а не просто верю на слово».
Одним из приемов, используемых для развития критического мышления у детей, является формирование навыков анализа и оценки информации. Педагоги стараются предложить обучающимся задания, которые требуют от них самостоятельного поиска данных, выявления их достоверности и проверки наличия подтверждающих фактов. Такие задания помогают детям осознать важность проверки источника информации перед тем, как делать выводы или принимать какие-либо решения. Кроме того, педагогические методики развивают критическое мышление через аналитические навыки: классификацию, сравнение и обобщение информации. Эти навыки помогают обучающимся систематизировать полученные знания и выявлять связи между различными явлениями и фактами.
Благодаря многочисленным приемам и методикам использования, ТРКМ универсальна – ее можно применять как на гуманитарных предметах, так и на занятиях по точным наукам, например, на математике. Главное соблюдать последовательность технологических этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии вызова происходит знакомство обучающихся с новой темой; они выдвигают свои первичные предположения; ставят цели и задачи для дальнейшего самостоятельного изучения.
Основные приемы ТРКМ на этапе вызова:
«Корзина идей»
Этот метод помогает детям собирать и систематизировать свои мысли, а также выяснить, что обучающиеся знают по теме занятия, что они запомнили из ранее пройденного материала, а что необходимо повторить.
«Корзину идей» можно применять для индивидуальной, парной или групповой работы на уроке.
При этом сама корзина может быть нарисована на доске или представлена физически, например, в виде ящика, в который дети будут складывать листочки с неповторяющимися «идеями» по теме занятия. «Идеями» могут быть факты, предположения, мнения, проблемы, вопросы и т. д.
Алгоритм:
Важно, чтобы каждое утверждение было помещено в «Корзину идей», независимо от его истинности – ошибки будут разбираться и устраняться на этапе осмысления, по мере поступления новой информации.
Этот метод помогает детям собирать и систематизировать свои мысли, а также выяснить, что обучающиеся знают по теме занятия, что они запомнили из ранее пройденного материала, а что необходимо повторить.
«Корзину идей» можно применять для индивидуальной, парной или групповой работы на уроке.
При этом сама корзина может быть нарисована на доске или представлена физически, например, в виде ящика, в который дети будут складывать листочки с неповторяющимися «идеями» по теме занятия. «Идеями» могут быть факты, предположения, мнения, проблемы, вопросы и т. д.
Алгоритм:
- Дети в течении 1-2 минут вспоминают и записывают в тетради (на отдельных листочках) все, что знают по озвученной теме.
- Если задание парное или групповое, записанные «идеи» обсуждаются внутри группы в течении 3 минут: какие «идеи» совпали, а какие нет, и почему. Повторяющаяся информация при этом исключается (например, если занятие посвящено состояниям воды в природе, в «Корзину» не должно попасть два тумана).
- Дети по очереди индивидуально, или, если занятие групповое, то попарно или группой, называют какую-то одну «идею». При этом нельзя повторять тезисы, уже озвученные предыдущими выступающими. Все озвученные «идеи» помещаются в «Корзину» (записываются на доске учителем, опускаются детьми в контейнер)
Важно, чтобы каждое утверждение было помещено в «Корзину идей», независимо от его истинности – ошибки будут разбираться и устраняться на этапе осмысления, по мере поступления новой информации.
Пример «Корзины идей» для окружающего мира.

«Выглядит как... Звучит как...».
Этот прием создает у детей образное представление о каком либо предмете или явлении и расширяет представления об окружающем мире. Задействует ассоциативную память, связанную со зрительным и слуховым восприятием. Применять данной метод можно для индивидуальной, парной или групповой работы.
Для дошкольников прием «Выглядит как... Звучит как...» можно дополнить двигательной и речевой активностью. Например, попросить детей перечислить визуальные ассоциации со словом «время»: «будильник» будет звучать «шумелкой «тик-так», а «утро» – сопровождаться зеванием и потягиванием. Предложенные детьми визуальные ассоциации можно нарисовать, слепить, раскрасить и т. д.
Для ребят постарше данный прием используются в виде схем или таблиц. Например, урок истории средних веков, тема «феодализм»:
Этот прием создает у детей образное представление о каком либо предмете или явлении и расширяет представления об окружающем мире. Задействует ассоциативную память, связанную со зрительным и слуховым восприятием. Применять данной метод можно для индивидуальной, парной или групповой работы.
Для дошкольников прием «Выглядит как... Звучит как...» можно дополнить двигательной и речевой активностью. Например, попросить детей перечислить визуальные ассоциации со словом «время»: «будильник» будет звучать «шумелкой «тик-так», а «утро» – сопровождаться зеванием и потягиванием. Предложенные детьми визуальные ассоциации можно нарисовать, слепить, раскрасить и т. д.
Для ребят постарше данный прием используются в виде схем или таблиц. Например, урок истории средних веков, тема «феодализм»:

Этот прием развивает творческое мышление и воображение, учит не бояться выражать свои мысли, даже если они очень креативные и нестандартные. А также повышает у обучающихся способности к рефлексии: чтобы озвучить ассоциации, дети обращаются к уже имеющимся знаниям и опыту, переживают и осмысляют свои эмоции и чувства.
«Концептуальное колесо» или «Понятийное колесо».
Данный прием позволяет учащимся систематизировать информацию по определенной теме, выделить основные взаимосвязи. Он подходит для индивидуальной, парной и групповой работы.
Алгоритм:
Визуальная схема может заполняться преподавателем, обучающимся или совместно. Например, на уроке геометрии педагог может поместить в центр схемы основное понятие – тему урока: «вектор». Указать в отрезках между «спицами» 1-2 связи: «сонаправленные», «равные», а остальные сегменты предложить заполнить детям самостоятельно с помощью учебника.
Метод «Колеса понятий» развивает аналитические способности обучающихся, помогает им противопоставлять и сравнивать понятия и термины, делать логичные и обоснованные выводы.
Данный прием позволяет учащимся систематизировать информацию по определенной теме, выделить основные взаимосвязи. Он подходит для индивидуальной, парной и групповой работы.
Алгоритм:
- Сначала рисуется малый круг, в который помещается тема, основное понятие, ключевое событие, важный аспект, проблема и т. д.
- Затем вокруг него рисуется еще одна окружность большего диаметра, которая делится «спицами» на сегменты, в которые вписываются связанные понятия, ассоциации, синонимы, мысли обучающихся по обозначенной проблеме и т. п.
Визуальная схема может заполняться преподавателем, обучающимся или совместно. Например, на уроке геометрии педагог может поместить в центр схемы основное понятие – тему урока: «вектор». Указать в отрезках между «спицами» 1-2 связи: «сонаправленные», «равные», а остальные сегменты предложить заполнить детям самостоятельно с помощью учебника.
Метод «Колеса понятий» развивает аналитические способности обучающихся, помогает им противопоставлять и сравнивать понятия и термины, делать логичные и обоснованные выводы.
Пример использования «Понятийного колеса» на уроке английского языка:

«Карта понятий».
В основе данного приема лежит критериальное оценивание, благодаря которому обучающиеся могут визуализировать взаимосвязи между различными понятиями, из которых состоит пройденная тема. Этот метод помогает систематизировать и закрепить пройденный материал, а также позволяет педагогу оценить, на сколько у детей получилось выстроить целостное понимание темы или предмета. Этот прием технологии развития критического мышления используется для индивидуальной работы, а также для работы в парах или группах.
«Карта понятий» представляет собой иерархическую древовидную схему, состоящую из нескольких ключевых точек (узлов), соединенных между собой линиями-взаимосвязями: в узлы вписываются основные понятия, распределяемые от общего к частному. Например, на уроке биологии можно построить схему классификации деревьев: в центр схемы помещается узел с основным термином «деревья», от которого вниз идут две линии взаимосвязей «бывает какими» – «широколиственными» и «хвойными»; от узлов «широколиственные» и «хвойные» вниз выстраиваются новые линии и узлы – «широколиственные» подразделяются на виды «вечнозеленые» и «листопадные», а «хвойные» подразделяются на группы конкретных деревьев «сосна», «пихта» и т. д.
В основе данного приема лежит критериальное оценивание, благодаря которому обучающиеся могут визуализировать взаимосвязи между различными понятиями, из которых состоит пройденная тема. Этот метод помогает систематизировать и закрепить пройденный материал, а также позволяет педагогу оценить, на сколько у детей получилось выстроить целостное понимание темы или предмета. Этот прием технологии развития критического мышления используется для индивидуальной работы, а также для работы в парах или группах.
«Карта понятий» представляет собой иерархическую древовидную схему, состоящую из нескольких ключевых точек (узлов), соединенных между собой линиями-взаимосвязями: в узлы вписываются основные понятия, распределяемые от общего к частному. Например, на уроке биологии можно построить схему классификации деревьев: в центр схемы помещается узел с основным термином «деревья», от которого вниз идут две линии взаимосвязей «бывает какими» – «широколиственными» и «хвойными»; от узлов «широколиственные» и «хвойные» вниз выстраиваются новые линии и узлы – «широколиственные» подразделяются на виды «вечнозеленые» и «листопадные», а «хвойные» подразделяются на группы конкретных деревьев «сосна», «пихта» и т. д.
Пример использования «Карты понятий» для урока биологии:

Работать с «Картой понятий» можно несколькими способами:
«Карта понятий» формирует у детей виденье «общей картины», способствует глубокому пониманию изучаемого материала и улучшает его усвоение.
- Педагог рисует схему с подписанными линиями-связями, но пустыми узлами: обучающиеся должны исходя из подсказок-взаимосвязей правильно заполнить основные понятия.
- Педагог рисует схему с подсказками-взаимосвязями, но заполненную понятиями примерно на 1/3 – остальная информация выдается обучающимся в виде списка, который нужно правильно разместить внутри пустых узлов.
- Педагог подготавливает список из 10-20 понятий и дает задание детям создать на его основе «Карту понятий».
- Педагог подготавливает список из 5-10 понятий и дает задание детям дополнить этот список еще 5-10 терминами и на основе получившегося перечня общих данных создать «Карту понятий».
- Педагог подготавливает список из 10 верных и 10 неверных понятий и дает задание детям выбрать из этого списка верные утверждения и создать на их основе «Карту понятий». Это задание можно давать несколько раз через определенные промежутки времени, чтобы отслеживать понимание и запоминание материала.
«Карта понятий» формирует у детей виденье «общей картины», способствует глубокому пониманию изучаемого материала и улучшает его усвоение.
Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал».
Этот прием позволяет детям лучше осмыслить процесс обучения и логически обоснованно структурировать материал. Важно отметить, что столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» заполняются на этапе вызова и дополняются на этапе осмысления, а столбец «Узнал» заполняется на этапе рефлексии.
Для более глубокого понимания темы и проверки достоверности сделанных выводов в таблицу можно добавить графу «источник информации» и «какие вопросы остались нерешенными».
Чаще всего прием «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У») используется на уроках чтения и литературы для анализа текста художественных произведений, но может применяться и для других предметов.
Данный метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы над изучаемым материалом.
Алгоритм:
В процессе работы над таблицей «З-Х-У» дети развивают свои аналитические способности и логику, осваивают навык самостоятельной работы с информацией, учатся ранжировать источники информации по степени достоверности, а также самостоятельно делают выводы.
Для более глубокого понимания темы и проверки достоверности сделанных выводов в таблицу можно добавить графу «источник информации» и «какие вопросы остались нерешенными».
Чаще всего прием «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У») используется на уроках чтения и литературы для анализа текста художественных произведений, но может применяться и для других предметов.
Данный метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы над изучаемым материалом.
Алгоритм:
- До знакомства с основными понятиями изучаемой темы дети заполняют графу «Знаю» той информацией, которой они уже обладают, исходя из полученных ранее знаний и личного опыта; заполняют графу «Хочу узнать» данными, которые по их мнению будут изучаться в рамках данной темы, но о которых они не знают или имеют смутные представления.
- По мере знакомства с материалом обучающиеся заполняют столбик «Узнал».
- После полного заполнения таблицы на фазе рефлексии подводятся итоги: сопоставляются ожидаемые результаты с фактически полученными; анализируются ошибочные суждения и причины их возникновения и т.д.
В процессе работы над таблицей «З-Х-У» дети развивают свои аналитические способности и логику, осваивают навык самостоятельной работы с информацией, учатся ранжировать источники информации по степени достоверности, а также самостоятельно делают выводы.
Прем «Знаю-Хочу узнать-Узнал» на уроке биологии:

«Мозговой штурм» или «Мозговая атака».
Этот прием направлен на активизацию творческой и умственной деятельности учащихся, с его помощью реализуется личностно-ориентированный образовательный подход. Чаще всего этот метод используется для групповой работы на занятии, но может применяться и для индивидуальной или парной учебной деятельности.
Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения, в ходе которого обучающиеся высказывают свои идеи о теме занятия, анализируют эти идеи и обрабатывают полученные результаты.
Этапы мозгового штурма:
Метод мозговой атаки может проводиться двумя способами:
Мозговую атаку можно применять на любых занятиях и для любых тем: на уроках истории, например, можно рассмотреть внешнюю политику средневековой Руси, на уроке литературы разобрать техники стихосложения и т. д.
С помощью мозгового штурма можно доступно и на практике продемонстрировать детям, что одна и та же задача может быть решена несколькими способами и что многие решения оказываются верными при определенных обстоятельствах. Этот прием развития критического мышления способствует развитию у школьников умения ясно и четко высказывать свои идеи и мнение, корректно вести аргументированную дискуссию, формирует у них открытый тип мышления.
Этот прием направлен на активизацию творческой и умственной деятельности учащихся, с его помощью реализуется личностно-ориентированный образовательный подход. Чаще всего этот метод используется для групповой работы на занятии, но может применяться и для индивидуальной или парной учебной деятельности.
Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения, в ходе которого обучающиеся высказывают свои идеи о теме занятия, анализируют эти идеи и обрабатывают полученные результаты.
Этапы мозгового штурма:
- Создание банка идей: обучающиеся высказывают все свои предположения и мысли, даже если они кажутся недостижимыми или нереалистичными. Важно отметить, что идеи учеников на данном этапе мозговой атаки не выносятся на обсуждение и не подвергаются критике, не классифицируются на «верные» и «неверные». На этот этап отводится 10-15 минут.
- Анализ идей: на этой стадии происходит коллективное обсуждение всех зафиксированных ранее предложений – их критикуют, доказывают обоснованность, видоизменяют, дополняют, рассматривают возможность их реализации при других условиях и т. д. На этот этап отводится большая часть времени занятия.
- Обработка результатов: из всех проанализированных вариантов выбирается один или несколько наиболее оптимальных. Этот этап можно вынести в отдельное занятие, или посвятить ему 5-10 минут оставшегося времени урока.
Метод мозговой атаки может проводиться двумя способами:
- Все дети одновременно участвуют в каждом этапе мозгового штурма: вместе составляют банк идей, вместе анализируют, вместе обрабатывают результаты.
- Обучающиеся разделяются на 2 команды, которые работают поочередно: первая команда отвечает за создание банка идей, вторая – за его анализ. В выборе оптимального варианта принимают участие обе группы детей.
Мозговую атаку можно применять на любых занятиях и для любых тем: на уроках истории, например, можно рассмотреть внешнюю политику средневековой Руси, на уроке литературы разобрать техники стихосложения и т. д.
С помощью мозгового штурма можно доступно и на практике продемонстрировать детям, что одна и та же задача может быть решена несколькими способами и что многие решения оказываются верными при определенных обстоятельствах. Этот прием развития критического мышления способствует развитию у школьников умения ясно и четко высказывать свои идеи и мнение, корректно вести аргументированную дискуссию, формирует у них открытый тип мышления.

«Ключевые слова».
Данный прием чаще всего применяется на уроках чтения и литературы, но может использоваться на любых других занятиях.
Есть несколько способов его применения:
Применение метода «ключевых слов» развивает у школьников воображение, способствует повышению концентрации и внимательности на занятиях.
Данный прием чаще всего применяется на уроках чтения и литературы, но может использоваться на любых других занятиях.
Есть несколько способов его применения:
- Педагог дает детям список ключевых слов по изучаемой теме, по которым им нужно написать рассказ, эссе и т. д.
- Педагог составляет список из 4-5 ключевых слов, обучающиеся после ознакомления с темой занятия располагают их в определенной последовательности. На стадии осмысления дети проверяют свои предположения относительно правильного расположения данных ключевых слов.
- Педагог составляет список из 4-5 ключевых слов и разбивает обучающихся на пары: в течении 5 минут дети с помощью метода мозгового штурма формируют предположения о том, как эти слова будут использоваться в дальнейшем (их структура, применение и т. д.). Этот способ может применяться также для индивидуальной или групповой работы на уроке.
- Педагог озвучивает тему занятия и предлагает детям составить свой список ключевых слов для нее. При этом обучающиеся должны обосновать свой выбор.
Применение метода «ключевых слов» развивает у школьников воображение, способствует повышению концентрации и внимательности на занятиях.

Существует множество педагогических методик для развития критического мышления у школьников. Их выбор и способы применения зависят от возраста обучающихся и степени их подготовленности, а также от этапа технологии критического мышления. При правильном использовании каждый из методов показывает высокую эффективность: дети активно участвуют в образовательном процессе, получают стимул для углубленного изучения материала, показывают высокие академические результаты, развивают «soft skills», необходимые для успешной учебы и дальнейшей взрослой жизни в современном информационном обществе.