Статьи

ТРКМ этап «Вызов»: методики развития критического мышления у школьников.

Приемы для развития критического мышления у школьников: примеры использования на уроках.
Жизнь в высокотехнологичном информационном обществе предъявляет свои требования к образовательному процессу и навыкам, которыми необходимо обладать, чтобы быть успешным человеком и востребованным специалистом. Критическое мышление – это ключевой навык, без которого в ХХI веке не обойтись: от умения анализировать и оценивать получаемую информацию зависит наша способность принимать обоснованные решения и понимать сложные явления в окружающем мире. Именно поэтому крайне важно включать в образовательный процесс педагогические методики, которые будут способствовать развитию критического мышления у школьников: это поможет воспитать в детях самостоятельность, развить их аналитические способности, научит решать сложные и проблемные задачи. Критическое мышление является неотъемлемой частью формирования личности и успешной адаптации к жизни в информационном обществе.
Педагогическая технология развития критического мышления направлена на формирование у детей навыков поиска информации, оценки ее достоверности, анализа и интерпретации фактов. ТРКМ помогает обучающимся выработать собственное обоснованное мнение и приобрести навык аргументированно доказывать собственную точку зрения, а также применять полученные знания на практике и принимать обоснованные решения.

Часто дети не понимают, что значит быть критически мыслящим, чем это отличается от простого сомнения или неприятия чужих мнений. Важно помочь им уловить основные черты критического мышления и научиться применять их в повседневной жизни.

Один из способов достичь этой цели – использовать аналогии или сравнения. Например, можно объяснить, что критическое мышление похоже на то, как детектив расследует преступление: он задается многочисленными вопросами, собирает информацию, проверяет ее достоверность и делают выводы на основе полученных данных. Это поможет школьникам понять, что критическое мышление – это активный процесс анализа и оценки информации. Когда школьники используют критическое мышление, это звучит как: «Я задаюсь вопросами и ищу доказательства», «Я рассматриваю разные точки зрения и сравниваю их», «Я делаю выводы на основе фактов, а не просто верю на слово».

Одним из приемов, используемых для развития критического мышления у детей, является формирование навыков анализа и оценки информации. Педагоги стараются предложить обучающимся задания, которые требуют от них самостоятельного поиска данных, выявления их достоверности и проверки наличия подтверждающих фактов. Такие задания помогают детям осознать важность проверки источника информации перед тем, как делать выводы или принимать какие-либо решения. Кроме того, педагогические методики развивают критическое мышление через аналитические навыки: классификацию, сравнение и обобщение информации. Эти навыки помогают обучающимся систематизировать полученные знания и выявлять связи между различными явлениями и фактами.

Благодаря многочисленным приемам и методикам использования, ТРКМ универсальна – ее можно применять как на гуманитарных предметах, так и на занятиях по точным наукам, например, на математике. Главное соблюдать последовательность технологических этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова происходит знакомство обучающихся с новой темой; они выдвигают свои первичные предположения; ставят цели и задачи для дальнейшего самостоятельного изучения.
Основные приемы ТРКМ на этапе вызова:
«Корзина идей»

Этот метод помогает детям собирать и систематизировать свои мысли, а также выяснить, что обучающиеся знают по теме занятия, что они запомнили из ранее пройденного материала, а что необходимо повторить.

«Корзину идей» можно применять для индивидуальной, парной или групповой работы на уроке.

При этом сама корзина может быть нарисована на доске или представлена физически, например, в виде ящика, в который дети будут складывать листочки с неповторяющимися «идеями» по теме занятия. «Идеями» могут быть факты, предположения, мнения, проблемы, вопросы и т. д.

Алгоритм:

  • Дети в течении 1-2 минут вспоминают и записывают в тетради (на отдельных листочках) все, что знают по озвученной теме.
  • Если задание парное или групповое, записанные «идеи» обсуждаются внутри группы в течении 3 минут: какие «идеи» совпали, а какие нет, и почему. Повторяющаяся информация при этом исключается (например, если занятие посвящено состояниям воды в природе, в «Корзину» не должно попасть два тумана).
  • Дети по очереди индивидуально, или, если занятие групповое, то попарно или группой, называют какую-то одну «идею». При этом нельзя повторять тезисы, уже озвученные предыдущими выступающими. Все озвученные «идеи» помещаются в «Корзину» (записываются на доске учителем, опускаются детьми в контейнер)

Важно, чтобы каждое утверждение было помещено в «Корзину идей», независимо от его истинности – ошибки будут разбираться и устраняться на этапе осмысления, по мере поступления новой информации.
Пример «Корзины идей» для окружающего мира.
«Выглядит как... Звучит как...».

Этот прием создает у детей образное представление о каком либо предмете или явлении и расширяет представления об окружающем мире. Задействует ассоциативную память, связанную со зрительным и слуховым восприятием. Применять данной метод можно для индивидуальной, парной или групповой работы.

Для дошкольников прием «Выглядит как... Звучит как...» можно дополнить двигательной и речевой активностью. Например, попросить детей перечислить визуальные ассоциации со словом «время»: «будильник» будет звучать «шумелкой «тик-так», а «утро» – сопровождаться зеванием и потягиванием. Предложенные детьми визуальные ассоциации можно нарисовать, слепить, раскрасить и т. д.

Для ребят постарше данный прием используются в виде схем или таблиц. Например, урок истории средних веков, тема «феодализм»:
Этот прием развивает творческое мышление и воображение, учит не бояться выражать свои мысли, даже если они очень креативные и нестандартные. А также повышает у обучающихся способности к рефлексии: чтобы озвучить ассоциации, дети обращаются к уже имеющимся знаниям и опыту, переживают и осмысляют свои эмоции и чувства.
«Концептуальное колесо» или «Понятийное колесо».

Данный прием позволяет учащимся систематизировать информацию по определенной теме, выделить основные взаимосвязи. Он подходит для индивидуальной, парной и групповой работы.

Алгоритм:

  • Сначала рисуется малый круг, в который помещается тема, основное понятие, ключевое событие, важный аспект, проблема и т. д.
  • Затем вокруг него рисуется еще одна окружность большего диаметра, которая делится «спицами» на сегменты, в которые вписываются связанные понятия, ассоциации, синонимы, мысли обучающихся по обозначенной проблеме и т. п.

Визуальная схема может заполняться преподавателем, обучающимся или совместно. Например, на уроке геометрии педагог может поместить в центр схемы основное понятие – тему урока: «вектор». Указать в отрезках между «спицами» 1-2 связи: «сонаправленные», «равные», а остальные сегменты предложить заполнить детям самостоятельно с помощью учебника.

Метод «Колеса понятий» развивает аналитические способности обучающихся, помогает им противопоставлять и сравнивать понятия и термины, делать логичные и обоснованные выводы.
Пример использования «Понятийного колеса» на уроке английского языка:
«Карта понятий».

В основе данного приема лежит критериальное оценивание, благодаря которому обучающиеся могут визуализировать взаимосвязи между различными понятиями, из которых состоит пройденная тема. Этот метод помогает систематизировать и закрепить пройденный материал, а также позволяет педагогу оценить, на сколько у детей получилось выстроить целостное понимание темы или предмета. Этот прием технологии развития критического мышления используется для индивидуальной работы, а также для работы в парах или группах.

«Карта понятий» представляет собой иерархическую древовидную схему, состоящую из нескольких ключевых точек (узлов), соединенных между собой линиями-взаимосвязями: в узлы вписываются основные понятия, распределяемые от общего к частному. Например, на уроке биологии можно построить схему классификации деревьев: в центр схемы помещается узел с основным термином «деревья», от которого вниз идут две линии взаимосвязей «бывает какими» – «широколиственными» и «хвойными»; от узлов «широколиственные» и «хвойные» вниз выстраиваются новые линии и узлы – «широколиственные» подразделяются на виды «вечнозеленые» и «листопадные», а «хвойные» подразделяются на группы конкретных деревьев «сосна», «пихта» и т. д.
Пример использования «Карты понятий» для урока биологии:
Работать с «Картой понятий» можно несколькими способами:

  • Педагог рисует схему с подписанными линиями-связями, но пустыми узлами: обучающиеся должны исходя из подсказок-взаимосвязей правильно заполнить основные понятия.
  • Педагог рисует схему с подсказками-взаимосвязями, но заполненную понятиями примерно на 1/3 – остальная информация выдается обучающимся в виде списка, который нужно правильно разместить внутри пустых узлов.
  • Педагог подготавливает список из 10-20 понятий и дает задание детям создать на его основе «Карту понятий».
  • Педагог подготавливает список из 5-10 понятий и дает задание детям дополнить этот список еще 5-10 терминами и на основе получившегося перечня общих данных создать «Карту понятий».
  • Педагог подготавливает список из 10 верных и 10 неверных понятий и дает задание детям выбрать из этого списка верные утверждения и создать на их основе «Карту понятий». Это задание можно давать несколько раз через определенные промежутки времени, чтобы отслеживать понимание и запоминание материала.

«Карта понятий» формирует у детей виденье «общей картины», способствует глубокому пониманию изучаемого материала и улучшает его усвоение.
Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал».
Этот прием позволяет детям лучше осмыслить процесс обучения и логически обоснованно структурировать материал. Важно отметить, что столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» заполняются на этапе вызова и дополняются на этапе осмысления, а столбец «Узнал» заполняется на этапе рефлексии.

Для более глубокого понимания темы и проверки достоверности сделанных выводов в таблицу можно добавить графу «источник информации» и «какие вопросы остались нерешенными».

Чаще всего прием «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У») используется на уроках чтения и литературы для анализа текста художественных произведений, но может применяться и для других предметов.

Данный метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы над изучаемым материалом.

Алгоритм:

  • До знакомства с основными понятиями изучаемой темы дети заполняют графу «Знаю» той информацией, которой они уже обладают, исходя из полученных ранее знаний и личного опыта; заполняют графу «Хочу узнать» данными, которые по их мнению будут изучаться в рамках данной темы, но о которых они не знают или имеют смутные представления.
  • По мере знакомства с материалом обучающиеся заполняют столбик «Узнал».
  • После полного заполнения таблицы на фазе рефлексии подводятся итоги: сопоставляются ожидаемые результаты с фактически полученными; анализируются ошибочные суждения и причины их возникновения и т.д.

В процессе работы над таблицей «З-Х-У» дети развивают свои аналитические способности и логику, осваивают навык самостоятельной работы с информацией, учатся ранжировать источники информации по степени достоверности, а также самостоятельно делают выводы.
Прем «Знаю-Хочу узнать-Узнал» на уроке биологии:
«Мозговой штурм» или «Мозговая атака».

Этот прием направлен на активизацию творческой и умственной деятельности учащихся, с его помощью реализуется личностно-ориентированный образовательный подход. Чаще всего этот метод используется для групповой работы на занятии, но может применяться и для индивидуальной или парной учебной деятельности.

Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения, в ходе которого обучающиеся высказывают свои идеи о теме занятия, анализируют эти идеи и обрабатывают полученные результаты.

Этапы мозгового штурма:

  • Создание банка идей: обучающиеся высказывают все свои предположения и мысли, даже если они кажутся недостижимыми или нереалистичными. Важно отметить, что идеи учеников на данном этапе мозговой атаки не выносятся на обсуждение и не подвергаются критике, не классифицируются на «верные» и «неверные». На этот этап отводится 10-15 минут.
  • Анализ идей: на этой стадии происходит коллективное обсуждение всех зафиксированных ранее предложений – их критикуют, доказывают обоснованность, видоизменяют, дополняют, рассматривают возможность их реализации при других условиях и т. д. На этот этап отводится большая часть времени занятия.
  • Обработка результатов: из всех проанализированных вариантов выбирается один или несколько наиболее оптимальных. Этот этап можно вынести в отдельное занятие, или посвятить ему 5-10 минут оставшегося времени урока.

Метод мозговой атаки может проводиться двумя способами:

  1. Все дети одновременно участвуют в каждом этапе мозгового штурма: вместе составляют банк идей, вместе анализируют, вместе обрабатывают результаты.
  2. Обучающиеся разделяются на 2 команды, которые работают поочередно: первая команда отвечает за создание банка идей, вторая – за его анализ. В выборе оптимального варианта принимают участие обе группы детей.

Мозговую атаку можно применять на любых занятиях и для любых тем: на уроках истории, например, можно рассмотреть внешнюю политику средневековой Руси, на уроке литературы разобрать техники стихосложения и т. д.

С помощью мозгового штурма можно доступно и на практике продемонстрировать детям, что одна и та же задача может быть решена несколькими способами и что многие решения оказываются верными при определенных обстоятельствах. Этот прием развития критического мышления способствует развитию у школьников умения ясно и четко высказывать свои идеи и мнение, корректно вести аргументированную дискуссию, формирует у них открытый тип мышления.
«Ключевые слова».

Данный прием чаще всего применяется на уроках чтения и литературы, но может использоваться на любых других занятиях.

Есть несколько способов его применения:

  • Педагог дает детям список ключевых слов по изучаемой теме, по которым им нужно написать рассказ, эссе и т. д.
  • Педагог составляет список из 4-5 ключевых слов, обучающиеся после ознакомления с темой занятия располагают их в определенной последовательности. На стадии осмысления дети проверяют свои предположения относительно правильного расположения данных ключевых слов.
  • Педагог составляет список из 4-5 ключевых слов и разбивает обучающихся на пары: в течении 5 минут дети с помощью метода мозгового штурма формируют предположения о том, как эти слова будут использоваться в дальнейшем (их структура, применение и т. д.). Этот способ может применяться также для индивидуальной или групповой работы на уроке.
  • Педагог озвучивает тему занятия и предлагает детям составить свой список ключевых слов для нее. При этом обучающиеся должны обосновать свой выбор.

Применение метода «ключевых слов» развивает у школьников воображение, способствует повышению концентрации и внимательности на занятиях.
Существует множество педагогических методик для развития критического мышления у школьников. Их выбор и способы применения зависят от возраста обучающихся и степени их подготовленности, а также от этапа технологии критического мышления. При правильном использовании каждый из методов показывает высокую эффективность: дети активно участвуют в образовательном процессе, получают стимул для углубленного изучения материала, показывают высокие академические результаты, развивают «soft skills», необходимые для успешной учебы и дальнейшей взрослой жизни в современном информационном обществе.
Педагогические технологии и методики Развивающий досуг Лайфхаки от «Ориона» Онлайн-образование