Статьи

Проектно-исследовательская деятельность в образовании.

Проектно-исследовательская деятельность в школе: польза для учеников.
Проектно-исследовательская деятельность – это вид учебно-познавательной деятельности, направленный на решение творческой задачи с неизвестным заранее решением. При этом результат проекта – это продукт, решающий обозначенную проблему. А результат исследования – это знание, отвечающее на поставленный вопрос.
Пример проектно-исследовательской деятельности для урока химии по теме «Загрязнение природных водоемов»:
Использование проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе позволяет обучающимся использовать на практике полученные знания и навыки, проявить свой творческий потенциал и развить критическое мышление. Проектно-исследовательская деятельность является методом активного обучения: дети перестают быть пассивными слушателями и становятся активными участниками образовательного процесса, поскольку самостоятельно планируют, выполняют и защищают свои проекты и результаты исследований. Такая организация учебного процесса не только способствует большему погружению в исследуемую тему и повышению учебной мотивации, но и дает детям понимание, что школьные знания имеют реальное практическое применение в жизни.
Проектно-исследовательская деятельность является важной частью современного образования. Она позволяет обучающимся:

  • Развивать познавательные способности и навыки критического мышления.
  • Самостоятельно ставить проблемы и решать их.
  • Формировать навыки коммуникации, командной работы и презентации результатов своей работы.
  • Реализовать творческий потенциал.
  • Проявить инициативу.
Польза проектно-исследовательской деятельности для обучающихся подтверждена рядом исследований.

Евразийский журнал математического, научного и технологического образования в феврале 2023 г. опубликовал статью, посвященную изучению эффективности проектной деятельности в образовании, в которой собраны исследования крупных российских высших учебных заведений, таких как: Национальный исследовательский университет электронных технологий (МИЭТ), Российский экономический университет имени Плеханова, Южный федеральный университет, Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов (РУДН) и Сеченовский университет. На основании предоставленных ими данных был сделан вывод о том, что проектная и учебно-исследовательская деятельность положительно влияют на успеваемость, мотивацию и вовлеченность студентов, а также развивают критическое мышление.

Исследования, опубликованные в 2011 г. в «The Online Journal Of New Horizons In Education», в 2021 г. в «African Journal of Educational Studies in Mathematics and Sciences», а также исследование Стэнфордского университета, опубликованное в 2021 г. образовательным фондом Джорджа Лукаса показывают, что студенты младших, средних и старших школ, обучающиеся по методам проектно-исследовательской деятельности, имеют более высокий средний балл по сравнению со студентами, обучающимися только по традиционной системе.

Исследование, опубликованное в 2018 г. Ханнамским университетом в журнале «English Teaching» показывает, что проектная и исследовательская деятельность положительно сказывается на учебной мотивации студентов, их степени удовлетворенности образовательным процессом и академических успехах, а также существенно влияет на уровень их внимательности, ответственности и самодисциплины.

Исследования, опубликованные в 2021 г. в «Journal of Physics» и журнале образования и обучения «Pegem Journal», а также в 2022 г. в журнале «International Journal of Elementary Education» и в 2023 г. в журнале «BIOEDUKASI» показывают, что использование проектно-исследовательской деятельности в образовании способствует развитию творческого и креативного мышления обучающихся начального, среднего и старшего уровня.
Проектно-исследовательская деятельность является важным инструментом для всестороннего развития детей. Она позволяет им приобрести знания, умения и навыки, которые будут полезны им в дальнейшем обучении, работе и жизни.
Педагогические технологии и методики