Статьи

Билюшко Е. В. и Грапченко П. В.: школьное и высшее образование – это единая система.

Современное частное образование давно вышло за привычные рамки традиционного школьного обучения. В образовательном центре «Орион» нет учеников и дневников, зато есть студенты и зачетки, авторские технологии обучения и передовые педагогические разработки, успешно применяемые во всех странах мира.
В феврале 2024 года два наших педагога прошли обучение в Высшей школе экономики по программе «Дизайн образовательного курса 3.0». Этот курс был изначально предназначен для преподавателей ВУЗов, но его методики эффективны и для дополнительного образования.
Елена Вадимовна Билюшко и Полина Васильевна Грапченко поделились своими впечатлениями об обучении в ВШЭ и планами по усовершенствованию образовательной системы.
Елена Вадимовна работает в сфере образования с 2020 года. Она является настоящим новатором, который с энтузиазмом и полной самоотдачей берется за сложные проекты. Елена была приглашена в качестве спикера на Международный форум негосударственного образования, где она рассказала о методиках и технологиях, применяемых в образовательном центре "Орион", поделилась своим личным опытом и знаниями, а также видением образования будущего.
Елена, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем опыте работы в образовании.
Я учитель русского языка, если точнее – его настоящий фанатик. В образовании с 2020 года, когда поступила в магистратуру. Начинала, как и многие, с репетиторства. Затем работала в канцелярии министерства образования, где узнала, что от образования там одно название. Оттуда и пришла в «Орион» – место, где задачи выполняются не для галочки, а ради идеи.
Что вас побудило пройти обучение в ВШЭ?
Программа повышения квалификации в ВШЭ заинтересовала меня возможностью обучиться созданию собственного курса: хотелось разработать дополнительный курс, который бы развивал межпредметные связи, выходил за рамки учебной программы. Также привлекли мастер-классы по организации групповой работы.
Как проходило ваше обучение?
Первая неделя – очное обучение. В течение пяти дней мы приезжали в ВШЭ, обменивались опытом с коллегами, слушали лекции, участвовали в семинарах. Вторая неделя – онлайн-работа, разработка проекта, подготовка к его защите и сама защита.
Что вам больше всего понравилось в процессе обучения?
Понравилось вновь окунуться в студенческую среду, знакомство с коллегами из других учебных заведений (бóльшая часть – сотрудники вузов; необычно было наблюдать параллели в наших методиках). Также ценным стало осознание взаимосвязи между школой и вузом: мы начали рассматривать вуз как заказчика абитуриентов. Развитые центром софт скиллы станут подспорьем для наших студентов при поступлении на следующий уровень обучения. А система критериального оценивания, используемая вузами, уже не будет страшна, поскольку активно используется в «Орионе».
С какими трудностями вы столкнулись?
В первые дни коллеги из вузов с удивлением поглядывали на нас: «Зачем сотрудникам школы обучение вузовским техникам?»
Однако быстро стало понятно, что уже многие методики используется нами. Причем у нас возник ответный вопрос: «А как вуз может заинтересовать и удержать выпускника «Ориона»?
Какие инновационные методы вы узнали на курсах?
Не скажу, что мы узнали неизведанное. Скорее, смогли взглянуть на привычное под другим углом, благодаря чему вместе с Полиной Васильевной Грапченко задумали курс по функциональной грамотности. Полезными оказались погружение в ПРОЭКт – планирование результатов обучения и элементов контроля – и рассмотрение методики blended learning.
Как вы планируете использовать эти методы в своей работе?
Основные принципы blended learning как нельзя кстати вписываются в деятельность онлайн-подразделения. Так что будем выстраивать учебную деятельность с опорой на них в онлайн-классах.
Какие изменения вы уже внесли в свою работу после обучения?
На основе ПРОЭКта мы готовим курс по функциональной грамотности «От слова к смыслу», рассчитанный на студентов старшей школы «Ориона».
Полина Васильевна посвятила системе образования уже два десятилетия. Она наблюдала, как со временем меняются требования к подготовке учеников, и как сама система образования непрерывно трансформируется. Но эти перемены не пугали ее, а, наоборот, радовали.
Перемены - это всегда возможности для личного и профессионального роста, шанс взглянуть на привычное под другим углом. Современным педагогам важно быть современными и смотреть на образование не только с позиции преподавателя, но и ученика. (с) Грапченко П. В.
Полина, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем опыте работы в образовании.
Я считаю, что для каждого человека очень важно найти свое место в жизни. Для меня это образование: я уже 20 лет занимаюсь преподавательской деятельностью и не представляю себя ни в какой другой сфере. Мне нравится развивать в детях стремление к познанию, помогать им раскрыть свои природные таланты и подготовиться к вызовам взрослой жизни.
Что вас побудило пройти обучение в ВШЭ?
В обучении в Высшей школе экономики я увидела возможность улучшить уже созданные мной образовательные программы. Курс «Дизайн образовательного курса 3.0» предоставил мне необходимые инструменты и вдохновение для редизайна существующих учебных программ и создания совершенно новых образовательных курсов, которые будут адаптированы под потребности студентов «Ориона» и ориентированы на поступление в ВУЗ.
Как проходило ваше обучение?
Очень продуктивно. Программа занятий была составлена грамотно, а преподаватели вдохновляли своим примером. Уже в первые дни обучения мне пришла в голову идея о том, что можно создать курс, который обучит наших студентов академическому чтению. В современном мире очень важно уметь работать с информацией: быстро находить ответы на вопросы в текстах, читать осознанно, чтобы знания действительно оставались в памяти и приносили пользу.
Что вам больше всего понравилось в процессе обучения?
Мне очень понравилась структура и организация курса. Когда обучают составлять курсы, важно, чтобы сам обучающий курс был составлен по предлагаемым методикам и технологиям и соответствовал тем критериям, по которым нас учат оценивать эффективность составленных учебных программ.
Отдельно хочу отметить качественные визуальные материалы и готовность лекторов ВШЭ отвечать на вопросы обучающихся.
Это был очень ценный опыт для меня, который я обязательно буду использовать в своей дальнейшей работе.
С какими трудностями вы столкнулись?
Единственная трудность - это нехватка времени. Было огромное желание охватить необъятное, сразу внедряя новые знания в систему образования «Ориона». Но, к сожалению, в сутках только 24 часа, и невозможно успеть все и везде, как бы этого не хотелось. Но некоторые «фишки» мы все же успевали внедрить непосредственно в моменте, переделывая структуру урока сразу после занятий в ВШЭ.
Как вы планируете использовать эти методы в своей работе?
Хотя я по образованию учитель химии и биологии, моя любовь к литературе безгранична. Чтение я считаю важным инструментом для познания мира и себя. В образовательном центре «Орион» я реализовала свои идеи по созданию читательского клуба и книжных челленджей. Также я являюсь одним из авторов уникального проекта «Литературное зазеркалье». В рамках этого проекта студенты не просто читают художественное произведение, но и погружаются в него, изучают со всех сторон, выступают критиками, художниками-иллюстраторами, авторами собственных произведений по мотивам исходного произведения, актерами и режиссерами. Это очень интересный проект, который развивает у студентов «soft skills» и метапредметные навыки. И после пройденного обучения я вижу, как можно усовершенствовать эти направления и сделать их еще более эффективными и увлекательными.
Какие изменения вы уже внесли в свою работу после обучения?
Мы изменили подход к чтению текстов на занятиях: теперь мы иначе формулируем и структурируем вопросы для студентов, чтобы побудить их искать больше дополнительной информации из разных источников и использовать опыт из других дисциплин и свои личные знания и умения. Наши студенты и раньше создавали вторичные тексты по произведениям и использовали технику интеллект-карт, но теперь от них требуется более глубокое понимание, широкий взгляд на вещи и умение формировать мнение о практическом применении прочитанного.
Кроме того, совместно с Еленой Вадимовной мы работаем над созданием курса по функциональной грамотности: «От слова к смыслу». Этот курс будет запущен уже в 5-ом учебном модуле.
Благодарим Елену Вадимовну и Полину Васильевну за стремление к развитию своих профессиональных навыков, энтузиазм и желание не просто работать в «Орионе», но и улучшать и совершенствовать его образовательную систему.
2024-03-04 12:00 Слово «орионовцам»