Инструмент, позволяющий упростить контроль, повысить осознанность деятельности и качество уроков
Рекуненко Светлана Александровна
Автор
У автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр “Орион”» есть ноу-хау, к которым в последнее время проявляют интерес как частные, так и государственные школы. Одна из наиболее интересных разработок — методические комплекты учебной деятельности (МКУД). Чем они интересны? МКУД дает возможность выстроить планирование учебной деятельности так, чтобы содержание и логика образовательного процесса на большом временном отрезке стали совершенно понятными для учителя, детей и школьных администраторов. Это повышает учебную мотивацию, сильно упрощает контроль и дает ряд других позитивных эффектов.
Мы работаем в системе модулей. Программа каждого года по определенному предмету разделена на 6 блоков. Для каждого блока разрабатывается методический комплект учебной деятельности (МКУД).
Что такое МКУД и как он создается? Прежде чем перейти к рассказу об этом, обозначу несколько предварительных этапов.
На первом этапе я обсуждаю задачи на год со своими заместителями. Их у меня пять, каждый отвечает за свое подразделение: Дошкольную Академию, онлайн-школу, начальную, среднюю и старшую школу. Мы должны понимать, что у нас будет на выходе.
Затем заместители обсуждают планы в своих командах.
Далее собираются рабочие группы, которые непосредственно отвечают за создание МКУД. В каждой группе есть старший преподаватель.
С самого начала в процесс включаются методисты. В рабочих группах они вместе с учителями обговаривают цели предстоящей деятельности.
После этого учителя начинают разрабатывать МКУДы по своим предметам.

Самое главное на нескольких листах
Каждый модуль рассчитан на 5 недель и включает в себя материал по 4—10 предметным областям (в зависимости от целей модуля). На одну предметную область отводится в среднем 15 страниц МКУД. Содержание методического комплекта по предметной области заточено на одну или несколько учебных тем.

Вначале учитель определяет, что в этой конкретной теме самое главное. Что и с помощью чего надо изучить: какие ключевые закономерности, правила, алгоритмы, фактическую информацию. На понимание каких вещей и развитие каких навыков эти знания будут работать.

Что я буду спрашивать на выходе и по каким критериям оценивать результаты? То есть учитель смотрит, к примеру, на четверть, она начинается с определенной темы и заканчивается, скажем, итоговыми контрольными. Что я буду спрашивать в конце?

Содержание методического комплекта — это как обещание ученикам: вот это мы с вами точно изучим. Этому я научу каждого. А все остальное — в зависимости от того, как пойдет дело. Если все будет хорошо, успеем рассмотреть и другие вопросы (МКУД — костяк, на который многое можно нарастить). Но вот это — обязательно!

Для создания методического комплекта применяется технология интеллект-карты. В центре карты размещается название темы. Затем вокруг темы набрасываются главные, основообразующие элементы будущей учебной деятельности: основные понятия, законы, правила, факты, задания, ссылки на дополнительные материалы… А далее педагог простраивает связи между отдельными элементами: что за чем будет идти. И размышляет над тем, какие методические средства он будет использовать при освоении того или иного материала, какие задания надо обязательно дать, на что непременно надо обратить внимание. Все это отмечается на листах методического комплекта, в том числе учебные задания.
Пример 1. История. 6 класс. На фото — страница одного из
методических комплектов учебной деятельности (МКУД). Эта страница
используется на уроке истории - на занятии, посвященном первому
знакомству с ключевыми датами и событиями средневековых Руси и
Европы. По сути, это схема-концепт в формате ленты времени. В верхней
(синей) части отображены даты и события средневековой Руси, в нижней
(бордовой) части - даты и события Европы.

Учитель делает обзор исторических процессов, а ученики по мере
озвучивания новых важных дат, имен, событий, терминов, делают
пометки на странице методического комплекта (у каждого ученика есть
МКУД в распечатанном виде). При этом идет параллельное освещение
событий, которые на том или ином временном отрезке происходили на
Руси и в Европе. Таким образом, для учеников сразу становятся
очевидными связи между событиями. К примеру, как захват арабами
Гибралтара повлиял на появление знаменитого пути из варяг в греки.

В результате у ребят возникает объемное, системное видение истории
средних веков и всего того, что предстоит изучать на уроках истории в 6
классе. В дальнейшем ученики используют эту схему как опорную при
устных ответах на вопросы преподавателя. А в 7—8 классах схема
применяется для структурирования и повторения изученного материала.
Таким образом, педагог уже на этапе планирования глубоко погружается в суть предстоящего образовательного процесса, осознает, что и зачем ему предстоит делать вместе с учениками. Скажем, почему в нынешнем шестом «А» он подаст этот конкретный материл несколько иначе, чем в прошлом году, когда у него был совсем другой класс. Почему на таком-то этапе он использует новый прием, который недавно освоил.

Скопированная у кого-то разработка урока и учебник с методичкой такого понимания не дадут. Потому что разработка делалась для другого класса другим учителем с иным профессиональным багажом, опытом и видением. А учебник рассчитан на усредненного учителя и усредненный класс, которого в реальности не существует.

Итак, в центре МКУД глобальная тема (идея), в которой выделяются, подтемы, наиболее значимые элементы, методические ходы и приемы. Если подтема очень значима и объемна по своему содержанию, процесс ее освоения моделируется на отдельном листе по той же технологии интеллект-карт. К примеру, тема «Правление и реформы Ивана 4» содержит большую подтему «Внешняя политика Ивана 4». Потенциально МКУД можно сделать очень большим, но мы ограничиваем его объем до 4—5 печатных листов.
Пример 2. Алгебра. 8-ой класс. На фото страница, посвященная
повторению материала по теме «Множество чисел». Ученики в диалоге
с учителем вспоминают пройденный материал, воспроизводя по памяти
ключевые моменты: что такое множество, какие множества бывают, как
они соотносятся друг с другом, чем множество отличается от
подмножества. По ходу дети заполняют соответствующие окошки на
странице МКУД. В заключительной части занятия для закрепления
пройденного ребята решают примеры на применение ключевых знаний.
Может возникнуть вопрос: чем материал этой страницы отличается
от материала рабочей тетради учителя? Большей проработанностью,
структурированностью, фокусировкой на главном. Материал сжат до
уровня концепта. Это не просто теория и практические задания по теме,
а самое важное в ней, ее суть. В результате заполнения страницы ученик
получает целостную картину, где отражены основные понятия, термины
и взаимосвязи. Например, четко видны связи между кругами Эйлера и
конкретными множествами чисел. А учитель, открыв несколько страниц
комплекта, моментально понимает, что происходило или должно
произойти на занятиях по алгебре в такую-то неделю.
Сначала учитель делает черновик методического комплекта, потом обсуждает намеченный план с коллегами в рабочей группе и с коллегами из методической службы школы, вносит коррективы.
Финишный этап — защита МКУД.
Защита
На защите МКУД собираются учителя определенного направления образования или нескольких направлений. У нас отдельно собираются педагоги начальной школы, естественно-научного цикла, английского языка, а учителя математики собираются вместе с коллегами, ведущими информатику и физику.

Учителя поочередно рассказывают друг другу, как они видят образовательной процесс на временном отрезке длинной 1/6 года.

По ходу коллеги задают вопросы. Почему такая схема? Можно было бы по-другому классифицировать?

Методисты также задают вопросы и комментируют выступления. Задача методистов — не допустить никаких просчетов. И они очень мощно включаются на этой стадии.

Сначала на защитах учителям приходится сложно. Бывает, что даже у опытных педагогов наступает ступор, когда они встают перед аудиторией коллег. Некоторые даже сказать ничего не могут. Но постепенно от модуля к модулю обретается уверенность, все больше проявляется умение донести свою мысль и аргументировать позицию. Этот процесс у нас поддерживается тренингами ораторского искусства.

Для педагогов это непростой, но очень полезный этап, он дает импульс к дальнейшему осмыслению предстоящей деятельности и самосовершенствованию. Практически всегда после защиты учитель корректирует МКУД, используя советы и идеи коллег.

На наш взгляд это самое эффективное внутрикорпоративное повышение квалификации — когда ты в сообществе имеешь право обсудить свою практику, получить обратную связь, обогатиться новыми идеями. Мои учителя говорят, что за три месяца узнали больше, чем за десять лет предыдущей практики.

К тому же обсуждение на защите работает и на интеграцию предметов. Если, например, учитель географии знает, что дети проходят по математике масштаб, он может развернуть эту тему с точки зрения своего предмета.
А еще — это заразительный процесс, который втягивает и увлекает.
Целостное видение
В результате работы над методическим комплектом учитель начинает видеть всю картину образовательного процесса целиком. Педагогу становится понятно, как различные пласты и элементы учебного материала связаны с его действиями, с действиями учеников и каким образом те или иные шаги работают на конечный результат.

Педагог приходит с этим видением в класс и сообщает ученикам: у нас цель модуля такая-то, модуль завершится вот этим, критерии успешности у нас будут такие-то, спрашивать буду вот это. Подобная регламентация делает образовательный процесс предельно понятным для всех.
Этот подход существенно отличается от типичной практики, когда учитель приходит и говорит: ребята, сейчас мы будем изучать такую-то тему. Почему? Зачем?

В условиях линейного планирования самому учителю к концу года уже сложно понять, какие учебные цели надо решать, ученикам — тем более.

А ведь это важно, чтобы учитель и дети в каждый момент времени понимали, где они находятся и куда движутся. Это помогает найти общий язык и прийти к взаимопониманию. Мы знаем это по-своему опыту. В нашей школе нет ни одного прогульщика. Ребята не представляют, как можно прогулять: «у нас же все распланировано, я сейчас не приду, а как мне потом восполнить пробел?»
Пример 3. Геометрия. 8 класс. В образовательном центре «Орион»
ученики участвуют в создании и совершенствовании МКУД. Например,
одна девочка предложила добавить на страничку по теме подобия
треугольников популярный в подростковой среде прикол - картинку с
изображением двух котиков либо двух песиков, заметно отличающихся
по размеру. На определенном этапе урока, после разговора о периметре
и площади, учитель задает детям вопрос: «Как вы думаете, а
геометрические фигуры могут отличаться друг от друга во столько-то
раз, не измерения их площадей и периметров, а сами фигуры?» Ребята
видят картинку с мопсом побольше и мопсом поменьше и сразу говорят:
«Конечно, песики-то в два раза отличаются». Веселая картинка ускоряет
мышление. Если бы дети видели перед собой только изображение
треугольников: дать ответ было бы труднее.

А еще благодаря картинке ребята легко схватывают суть понятия
«коэффициент подобия» и быстро вспоминают эти знания когда надо.
Например, при сдаче устного зачета включается ассоциативное
мышление. «Что я знаю про коэффициент подобия? Ага, там была эта
картинка: песик побольше и песик поменьше. Они отличались друг от
друга во столько-то раз. Значит...»

В прошлом году другая ученица сама прорисовала некоторые страницы
МКУД. Учителя лишь объяснили ей, что бы они хотели видеть на этих
страницах. Потом эти страницы получили очень хорошие отзывы
учеников.
Эффект лояльности
В прошлом году к обсуждению МКУД на финишной стадии подключились родители.
Обсуждение проходило в Zoom накануне запуска очередного модуля. Представьте, в онлайне собирается класс, ученики подключаются вместе с родителями, а учителя-предметники выступают со своими сообщениями на полторы минуты. «Дорогие родители, я вам сейчас расскажу, что у нас будет то-то и то-то, вот в такое-то время у нас самостоятельная работа, а конце запланирован устный экзамен и вот такие к нему вопросы». Родители видят онлайн или в записи образцы будущих заданий, самостоятельных работ, вопросы к устным экзаменам. Если даже кто-то не придет на собрание, в учебном чате у него появится ссылка на видеозапись.
Такие встречи создают высокую степень лояльности к образовательному учреждению. После этого у родителей не остается вопросов к обучению.
Если надо срочно найти замену
Когда кто-то из коллег заболевает и надо срочно найти замену, это создает сильное напряжение в школе. А у нас — не создает. Человек выходит на замену, и у него есть МКУД, с которым он уже познакомился на защите. И ему легко вникнуть в суть процесса, понять, что и почему должны изучать ребята в это время.
Серьезной проверкой для нас стал период пандемии, когда 40% сотрудников заболели. При этом качество образования не снизилось. Благодаря работающему инструменту мы не растеряли ничего.
Все под контролем
А теперь представьте, что вы директор школы. Вы уходите на зимние каникулы, а у вас МКУД на следующую четверть по всем предметам уже распечатан. Вы понимаете, какие события будут происходить в январе, апреле, мае, что будет в тот или иной период изучаться на уроках у конкретных учителей, чем заканчивается модуль, а если у кого-то из учеников возникнет академическая задолженность, то какое решение и на основании чего будет принято. Методический отдел проверил планирование и донес всю информацию, у вас появилась карта дедлайнов: что когда сдается. Все проработано, вы застрахованы от неожиданностей. И вы спокойно уходите отдыхать.

Это совсем другая ситуация, нежели когда руководитель отпускает работников в свободное плаванье, а в конце четверти оказывается, что то-то и то-то не получилось. Начинаются выяснения: почему не получилось, из-за кого? Что было сделано не так или не было сделано? И вся система застывает либо начинает пятиться.

С помощью МКУД можно выстроить работу так, чтобы у вас и учителей была уверенность: все получится, потому что мы командой приняли такие-то решения.
Пример 4. Литература. 5 класс. МКУД может использоваться по-
разному в зависимости от того, в каком классе идет урок и насколько
высок интерес ребят к конкретной теме. Например, к занятию по теме
«Басни» ребятам дается задание выучить какое-либо произведение
этого жанра. В первой части урока учитель объясняет теоретический
материал, а ученики прописывают в методические комплекты суть
ключевых понятийНа следующем этапе учитель предлагает детям
рассказать заученные басни. Если в классе поднимается лес рук, дети по
очереди рассказывают басни, а после этого каждый проводит мини-
исследование выбранного им литературного произведения. Какие у этой
басни есть особенности, где там используется аллегория, какова
мораль?

Далее ребята с удовольствием делятся своими выводами друг с другом.
Это интересно, особенно если кто-то взял ту же басню и есть
возможность сопоставить свой взгляд с видением одноклассника.
Параллельно ребята вносят дополнения в соответствующие пустографки
МКУД, где фиксируются главные смыслы занятия

Если же поднятых рук немного, этот этап сокращается. Анализ
произведения переноситсяна третью, заключительную, стадию,
длительность которой, напротив, увеличивается. Ученики анализируют
одну из известных басен Крылова, например, «Ворона и лисица». После
чего учитель предлагает сравнить эту басню с произведениями
Лафонтена и Эзопа.
У руководителя возникает приятное ощущение: все под контролем. И одновременно расширяется горизонт. Ведь директору надо думать не про завтра и не на месяц вперед, а чем вы будете заниматься в следующем году. Осенью я уже думаю про осень следующего года. Этот год для меня понятен и прописан.
Пример 5. Введение в естественнонаучные предметы. 5 класс.
Методические комплекты учебной деятельности ежегодно обновляются и
улучшаются. К примеру, материал по теме «Взаимодействия тел» еще
год назад был распределен по трем страницам МКУД, а в этом году
разместился на одной странице. Ранее различные виды сил были
представлены более подробно, в частности, в методическом комплекте
было больше информации о силе тяжести и силе трения
(акцентировалось внимание на различии между трением покоя, трением
качения и трением скольжения). Но терялась целостность, что не могло
не сказаться на результативности обучения. Для детей младшего
подросткового возраста (эта страничка используется в пятом классе на
уроках введения в естественнонаучные предметы) воспринимать
сведения о силе в таком разрозненном виде оказалось трудновато. А
когда все силы разместились на одном листе — эти знания «зашли»
гораздо легче. При этом у учителя всегда есть свобода для маневра.
Если класс сильный и высокомотивированный, можно более подробно
остановиться на характеристиках отдельных сил. Если мотивация
невысока - можно отвести больше времени на эксперименты с
резинками, пружинками и другими предметами. Когда ребята
прочувствуют проявление силы через руки, а потом еще сделают свои
зарисовки наблюдаемых явлений, новый материал усваивается лучше.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи учителей Образовательного центра «Орион»: учителя истории Антона Молокова, учителя русского языка и литературы Марию Толкачеву, учителя физики Инну Кузьменко, учителей математики Ольгу Рябову и Петра Печникова, учителя биологии Александру Королеву, учителя географии Надежду Карчевскую.
Статья размещена на портале "Директория"