Статьи

Мнемотехника в школе: учимся запоминать легко и эффективно

Обучение в школе ставит перед учениками множество задач, включая запоминание большого объема информации. В связи с этим возникает вопрос о необходимости использования мнемотехники – специальных приемов и упражнений, направленных на облегчение процесса запоминания, основанных на образовании ассоциаций между новой информацией и уже знакомыми образами. Ассоциации должны быть очень яркими, чтобы мозг смог сформировать нейронные связи между образами и данными, которые нужно запомнить. Образное мышление индивидуально, поэтому возникшие ассоциации могут показаться другим людям странными, нелепыми, неочевидными и совершенно нелогичными, но для успешного использования мнемоники мнение со стороны не должно иметь значения – главное, что такая цепочка образов приводит к желаемому результату.
Приемы мнемотехники могут стать эффективным инструментом для улучшения памяти и повышения способностей к запоминанию информации у дошкольников, школьников, подростков и даже взрослых.

Что такое мнемоника?

Считается, что понятие «мнемоника» впервые было введено в VI в. До н. э. Пифагором. Первые сохранившиеся записи по мнемотехнике приписывают Цицерону. Изучением, разработкой и преподаванием мнемоники занимались Аристотель и Джордано Бруно. Благодаря приемам мнемотехники Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт смогли развить выдающиеся способности к запоминанию и осознанному воспроизведению большого количества информации.
Мнемотехника или мнемоника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание информации. Она основана на принципе использовании различных ассоциаций и визуализации образов для создания связи между новой информацией и уже имеющимися знаниями и опытом. Создание ассоциативных связей способствует более быстрому и долгосрочному запоминанию новой информации.
Ключевой задачей мнемотехники является создание ярких образов или ассоциаций, которые помогут полностью задействовать возможности памяти человека.
Один из известных примеров мнемоники: запоминание количества дней в месяце по костяшкам пальцев.
В школе, где детям приходится работать с большим количеством информации, использование приемов мнемоники может значительно облегчить процесс запоминания учебного материала. Это может быть использование ассоциативных карт или даже создание связей между изучаемыми предметами и реальными ситуациями или объектами.
Важно отметить, что использование мнемотехники требует практики и постоянных тренировок памяти. Чем чаще вы будете применять приемы и выполнять упражнения мнемотехники, тем легче будете запоминать информацию.
Мнемотехника – это уникальный инструмент, который может значительно облегчить процесс запоминания информации в детском саду, школе и других учебных заведениях. Правильное использование мнемонических приемов и упражнений позволяет эффективно тренировать память и повышать успеваемость.

Приемы мнемотехники

Ассоциации

Связываем новую информацию с уже знакомыми образами. Например, на уроках английского языка для запоминания произношения и значения слов.

Рифмы

Информация, представленная в виде зарифмованных строчек или небольших стихотворений, запоминается легче.
Например, правила русского языка можно зарифмовать:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И смотреть, вертеть, терпеть
А еще зависеть слово –
Все спряжения второго.
На уроке математики в начальных классах для изучения правил раскрытия скобок:
Перед скобкой стоит «плюс» – знаки замирают.
Перед скобкой «минус» – знаки заменяю:
Где был минус – ставлю плюс, где был плюс – там минус.
С удовольствием учусь ни за что не ошибусь!

Опорные слова и картинки

В тексте выделяются ключевые слова, к которым создается цепочка ассоциаций-картинок. Можно использовать на уроках чтения и литературы для запоминания стихотворений и текстов художественных произведений.

Прием Цицерона

В воображении создается пространство с опорными образами, к которым присоединяется информация для запоминания. На один предмет можно наложить несколько информационных слоев. Например, с помощью часов с циферблатом можно запомнить римские и арабские цифры, градусы углов, четверти, 24- и 12-часовой формат времени. Опорное пространство можно придумать с нуля или использовать уже готовые объекты из памяти: свою комнату, чердак на даче, дом любимых персонажей из мультфильма и т. д. Этот прием также называют «дворец памяти», «метод римской комнаты», «метод локусов» или «чертоги разума».

Прием акростиха

Выбираем слова, которые нужно запомнить и составляем из их первых букв фразу-ассоциацию.
Например, для запоминания цветов радуги:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан – Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.
Для запоминания расположения планет Солнечной системы относительно Солнца:
Мама Варила Землянику, Малину, Юля Съела У Нее Половину – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Плутон признали в 2006 г. карликовой планетой, поэтому сейчас он не входит в Солнечную систему, как планета.

Кодировка

Для запоминания информации можно использовать различные буквенные и числовые коды.
Например, для запоминания последовательности цветов флага России использовать кодовое слово «БЕСиК»: Белый, Синий и Красный.

Мнемотехнические упражнения для легкого запоминания

Использование мнемотехники в школе не только помогает улучшить память и способность запоминать информацию, но также развивает креативное мышление и способность структурировать информацию.
Применение различных мнемонических приемов на уроках может сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и веселым. Обучающимся будет легче запоминать материал, а также применять его на практике.

Упражнение «Сочини историю»

Это метод мнемотехники, основан на ассоциативном мышлении: для запоминания информации необходимо придумать историю, в которую будут включены все элементы, которые нужно запомнить.
Пример использования на уроке истории по теме: «Великие географические открытия»:
Цель: запомнить имена путешественников и их открытия
Задание: составьте список путешественников и их открытий. Придумайте историю, в которую будут включены все элементы из списка. Расскажите историю своими словами.
Рассказ школьника:
Жил-был отважный путешественник по имени Васко да Гама. Он мечтал найти морской путь в Индию. Однажды он собрал команду смелых моряков и отправился в плавание. Они плыли много дней и ночей, преодолевая штормы и опасности. Наконец, они достигли заветной цели – Индии. Васко да Гама был вернулся домой героем.
В эту историю можно добавить других путешественников и их открытия:
  • Христофор Колумб: открыл Америку;
  • Фернан Магеллан: совершил первое кругосветное путешествие;
  • Марко Поло: путешествовал по Азии.
Чем более интересной и необычной будет история, тем легче будет запомнить информацию.
Другие примеры использования:
  • Русский язык: запомнить правописание слов.
  • Математика: запомнить формулы.
  • Иностранный язык: запомнить лексику.
Преимущества метода рассказывания историй:
  • Легко использовать
  • Подходит для запоминания информации любого типа
  • Развивает креативность
  • Делает процесс запоминания более интересным
Недостаток: не подходит для запоминания большого объема информации.
Рекомендации:
  • Используйте яркие образы и сравнения;
  • Добавьте в историю юмор или элементы фантастики;
  • Задействуйте все органы чувств;
  • Рассказывайте историю с выражением.
Метод «Сочини историю» – это эффективный и интересный способ запоминания информации, который можно использовать на любом предмете.

Упражнение «Цепочка»

Этот прием мнемотехники основан на ассоциативном мышлении: для запоминания информации необходимо создать цепочку ассоциаций между элементами, которые нужно запомнить.
Пример использования на уроке биологии по теме «Строение цветка»:
Цель: запомнить части цветка и их функции.
Задание: составьте список частей цветка и их функций. Свяжите каждый элемент списка с последующим с помощью ассоциации. Пройдитесь по цепочке ассоциаций, чтобы вспомнить информацию.
Цепочка ассоциаций, составленная обучающимся:
  • Чашелистики – зеленые, как трава, защищают бутон.
  • Лепестки – яркие и красивые, как бабочки, привлекают насекомых.
  • Тычинки – мужские органы, образуют пыльцу, шмель в золотой пыльце.
  • Пестик – женский орган, семязачаток, шмель принес пыльцу, пестик станет плодом.
Другие примеры использования:
  • История: запомнить хронологию событий;
  • Русский язык: запомнить падежные окончания;
  • Иностранный язык: запомнить порядок слов в предложении.
Чем более яркими и необычными будут ассоциации, тем легче будет запомнить информацию.
Преимущества использования метода цепочек:
  • Легко использовать;
  • Подходит для запоминания информации в последовательности;
  • Развивает ассоциативное мышление и креативность;
  • Делает процесс запоминания более интересным.
Недостаток: если забыть один из элементов цепочки, можно не вспомнить и все остальные звенья.
Рекомендации:
  • Используйте образы, которые вам хорошо знакомы;
  • Связывайте элементы по смыслу, по форме, по цвету;
  • Придумывайте истории, связывающие элементы;
  • Визуализируйте цепочку ассоциаций.
Можно применять метод «Цепочек» в сочетании с методом Цицерона, размещая элементы цепочки во «дворце памяти».
Использование мнемонических цепочек на уроках – это простой и эффективный способ запоминания информации в последовательности. Эта технология делает процесс обучения более интересным и продуктивным. И помните, чем креативнее будут ассоциации, тем легче будет запоминать информацию.

Метод локусов

Основан на ассоциативном мышлении: для запоминания информации необходимо связать ее с хорошо знакомым местом, например, с вашей комнатой.
Пример использования на уроке литературы по теме «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Цель: запомнить строфы стихотворения.
Задание: выберите хорошо знакомую вам комнату. Свяжите каждую строфу стихотворения с каким-либо предметом в комнате. Пройдитесь по комнате, визуализируя предметы и вспоминая связанные с ними строфы.
Пример использования «чертогов разума»:
Окно в комнате: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...» и т. д. по тексту.
Люстра: «Наша ветхая лачужка и печальна и темна...» и т. д. по тексту.
Стол с чашкой: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей...» и т. д. по тексту.
Цветочный горшок на подоконнике: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя... выпьем, добрая подружка бедной юности моей...» и т. д. по тексту.
Другие примеры использования:
  • История: запомнить хронологию событий;
  • Русский язык: запомнить правописание слов;
  • Иностранный язык: запомнить лексику.
Чем более яркими и необычными будут ассоциации, тем легче будет запомнить информацию.
Преимущества применения метода локусов:
  • Легко использовать;
  • Подходит для запоминания информации любого типа;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Делает процесс запоминания более интересным.
Недостаток: процесс «выстраивания дворца памяти» трудоемкий и длительный, при многократном использовании одних и тех же объектов для наложения ассоциаций под разные цели, можно запутаться и начать забывать информацию.
Рекомендации:
  • Используйте образы, которые вам хорошо знакомы;
  • Располагайте предметы в комнате в логическом порядке;
  • Придумывайте истории, связывающие предметы и строфы;
  • Визуализируйте комнату и предметы в ней.
Метод Цицерона – это эффективный способ запоминания информации, который можно использовать для преподавания любых предметов. Чем чаще вы будете использовать метод «римской комнаты», тем лучше он будет работать.
Мнемотехника является эффективным инструментом для улучшения памяти и запоминания информации. Ее использование в школе помогает обучающимся легко и эффективно запоминать большие объемы материала. Разнообразные приемы мнемотехники, такие как метод цепочки и метод места, а также использование образов, рифмы и мелодии делают процесс обучения более интересным и продуктивным. Мнемотехника – это инструмент, который помогает достичь успеха в учебе.
Регулярное выполнение упражнений мнемотехники на уроках и в бытовых ситуациях, например, для запоминания списка покупок, помогает развить память и улучшить ее работу. Постепенно можно усложнять задачу и пытаться запоминать и воспроизводить все большие объемы информации.
При правильном применении мнемотехника может стать незаменимым помощником в обучении и достижении высоких академических результатов.

Нужна ли в современной школе мнемотехника?

Споры о целесообразности применения мнемоники в образовании ведутся уже давно. Лев Семенович Выготский, психолог и автор работ по когнитивному развитию ребенка, полагал, что, поскольку, мнемотехника непосредственно не способствует развитию обучающихся, ее использование в школе не имеет практической пользы. Однако, Марат Александрович Зиганов, доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Ломоносовской школы и Владимир Алексеевич Козаренко, автор системы запоминания «Джордано» и учебника мнемотехники, удостоенный медали Кембриджа и включенный в список выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей» считают, что и использование мнемоники в современных школах является необходимостью, поскольку объем информации, которую нужно освоить в рамках школьной программы ежегодно возрастает. Мнемотехника предлагает широкий спектр методов, которые можно использовать на разных предметах. Кроме того, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности восприятия и запоминания информации, которые недостаточно учитываются при традиционном образовании. Мнемонические приемы делают обучение более персонализированным, помогают сделать образовательный процесс одинаково эффективным для всех детей. Занятия с использованием упражнений, базирующихся на мнемотехнике, делают школьные уроки более интересными и увлекательными, что положительно сказывается на мотивации и успеваемости обучающихся.
Среди положительных результатов использования мнемотехники в системе современного образования Марат Александрович и Владимир Алексеевич выделяют следующие:
  • развитие визуального мышления;
  • развитие способности удерживать концентрацию в течении длительного времени;
  • формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
По данным исследования профессора кафедры психологии и социальной педагогики МПГУ и ГГТУ, Черемошкиной Л. В. , а также доцента кафедры педагогики ГГТУ, Осининой Татьяны Н., опубликованного в 2020 г. в психологическом журнале РАН, использование мнемоники в образовании позволяет повысить эффективность образовательного процесса, благодаря учету особенностей мышления учеников разного возраста:
  • до 14 лет у детей формируется абстрактно-логическое мышление, базирующиеся преимущественно на личном опыте, т. е. чтобы эффективно запомнить информацию ее нужно «пережить лично». Школьные знания, зачастую, лежат вне плоскости личного опыта, переживаний и интересов ребенка. Приемы мнемотехники, такие, как метод Цицерона, рифмы и опорные картинки, позволяют связать школьную программу с тем, что ребенку близко и хорошо знакомо, с событиями и объектами из повседневной жизни. Это превращает школьные знания в личные интересы и увлечения ребенка.
  • с 15 лет у подростков начинает преобладать логическая и смысловая память. Обучающиеся осознанно пытаются облегчить запоминание информации, уделяя большое внимание ее структурированию. Здесь на первый план выходят приемы мнемоники, связанные с численно-буквенным кодированием информации, составлением опорных конспектов и схем. При этом, если в школе ранее велись занятия с использованием приемов мнемотехники, подростки самостоятельно выбирают известные им методы работы с информацией, исходя из личных предпочтений, и используют их для запоминания сложных тем и решения возникших трудностей, не дожидаясь указаний или подсказок со стороны педагога.
Использование педагогической мнемотехники на занятиях тренирует внимание, воображение и образное мышление, кроме того при выполнении мнемонических упражнений одновременно работают правое и левое полушарие головного мозга.
Современные исследования показали, что применение мнемотехники положительно влияет на развитие психических функций: восприятия, внимания, мышления и речи.
В 2019 г. Доцент и профессор РУДН, Ольга Щербакова, а также доценты РУДН, Мария Яхно, Ирина Буданова и Наре Галоян, вместе с профессором РГУ им. А.Н. Косыгина, Татьяной Черкашиной, выступили на 6-ой Международной конференции по образованию «СОЦИОИНТ» с исследованием, подтверждающими эффективность использования мнемонических методов для изучения иностранных языков. В первой группе, где на занятиях применялись методы мнемотехники, результаты оказались на 25–30% выше, чем у студентов второй группы, обучавшихся по стандартной методике. Были также заметные количественные и качественные изменения в речи учащихся первой группы: они легче воспринимали и обрабатывали новую информацию, запоминали ее в больших объемах и воспроизводили на занятиях без помощи преподавателя. Кроме того, студенты из мнемонической группы показали более высокую мотивацию при изучении иностранного языка и более высокий уровень коммуникативных навыков.
В 2020 году Изабелла К. Вагнер из отдела социальных, когнитивных и аффективных нейронаук, кафедры познания, эмоций и методов психологии, факультета психологии Венского университета, совместно с Институтом нейронауки и медицины в Юлихе, институтом человеческого развития Макса Планка и др. организациями, провела исследование о влиянии метода локусов (метод Цицерона) на долгосрочную память с использованием МРТ технологии. В исследовании приняли участие люди, которые уже более 6 лет занимаются мнемоникой, и испытуемые, которые никогда раньше не занимались мнемотехникой и даже не знали, что это такое. По итогам испытаний с применением магнитно-резонансной томографии, было установлено положительное влияние мнемонических технологий на долгосрочную память: спустя 4 месяца после прохождения обучения, обе фокус-группы смогли с высокой долей правильных ответов воспроизвести материалы занятий.
Таким образом, проанализировав выше обозначенные исследования, можно сделать вывод о том, что мнемоника является эффективным педагогическим инструментом, который положительно влияет на долгосрочную и краткосрочную память, позволяет обучающимся более эффективно использовать свою память и быстро запоминать большие объемы информации.
В современной школе, где от учеников требуется знание большого количества учебных материалов по многим предметам, мнемотехника является необходимым инструментом, который поможет обучающимся успешно справляться со школьными заданиями. Поэтому важно, чтобы мнемотехника была включена в учебный процесс и стала неотъемлемой частью образования.
Однако следует отметить, что мнемотехника не является панацеей для всех проблем с запоминанием информации. Она лишь предоставляет инструменты для более эффективного использования памяти. Поэтому применение мнемоники в учебном заведении должно быть осознанным и регулярным. Важно правильно подбирать оптимальные методы мнемотехники для каждого предмета и каждого ученика.
Рекомендации по использованию мнемонических технологий для достижения высоких образовательных результатов:
  • Учителям рекомендуется ознакомиться с различными методами мнемотехники и выбрать те, которые будут наиболее эффективны для их учеников.
  • Ученикам рекомендуется попробовать разные методы мнемотехники и найти те, которые им больше всего подходят.
  • Родителям рекомендуется поддерживать своих детей в использовании мнемотехники.

Как использовать мнемотехники в школе?

Мнемоника – это эффективный способ помочь школьникам запоминать информацию легко и быстро. Использование приемов мнемотехники может значительно улучшить академические результаты и облегчить процесс обучения. Ее можно использовать на любом предмете и в любом классе. Вот несколько примеров:
  • На уроках истории: с помощью метода ассоциаций можно запомнить даты исторических событий, а с помощью метода опорных слов – хронологию правления династий. Можно использовать визуальные образы: воображение играет важную роль в процессе запоминания информации. Предложите обучающимся нарисовать картинки или создать коллажи, отражающие определенное историческое событие. Это поможет им лучше запомнить и ассоциировать информацию с конкретными образами.
  • На уроках русского языка: с помощью рифм можно запомнить правила правописания, а с помощью акростиха – падежи.
  • На уроках математики: с помощью метода Цицерона можно запомнить формулы, а с помощью метода ассоциаций – таблицу умножения. Можно использовать использование ритм и мелодии: музыкальные элементы помогают детям лучше запоминать материал. Если создать песенку или стихотворение на основе формулы или правила из математики или грамматики, ребенок будет повторять мелодичные фразы, запоминая материал на подсознательном уровне.
  • На уроках иностранного языка: с помощью метода опорных слов можно запомнить лексику, а с помощью рифм – грамматические правила. Если нужно запомнить список слов на английском языке, можно представить каждое слово в виде картинки и связать ее с аналогичным словом на родном языке. Это поможет установить ассоциативные связи и легко воспроизвести запомненную информацию.
Дополнительно, школьники могут использовать различные мнемотехнические упражнения для тренировки своей памяти. Например, они могут составлять цепочки слов или чисел и повторять их вслух или записывать на бумаге. Это поможет им развить навык быстрого запоминания и укрепит их память.
Не менее важно при использовании мнемотехник следовать определенной систематике и регулярно тренироваться. Ребенку нужно выделить время для повторения уже изученного материала и применения приемов мнемотехники к новому материалу. Такой подход поможет закрепить информацию в памяти на долгосрочной основе.
Использование мнемотехник в школе может значительно повысить успеваемость и развить навыки самоорганизации и самостоятельного обучения у детей. Однако, для достижения максимального результата, необходимо сочетать использование мнемотехники с традиционными методами обучения и постоянной практикой. Только так можно достичь успехов в учебе и развитии своих интеллектуальных способностей.

Заключение

Мнемотехника – это эффективный инструмент, который может помочь школьникам улучшить когнитивные способности, улучшить память, повысить успеваемость и сделать процесс обучения более интересным.
Для достижения высоких академических результатов важно, чтобы мнемотехнические упражнения регулярно использовались на занятиях. При этом следует выбирать разнообразные задания и постепенно усложнять их для достижения наилучших результатов.
Мнемотехника – это не только приемы и упражнения. Это целая система подходов к запоминанию информации. Ее основной принцип заключается в том, чтобы связывать новую информацию с уже имеющимися знаниями или образами. Такой подход делает процесс запоминания более интересным и эффективным.
Введение мнемотехники в школьное образование может значительно повысить успеваемость обучающихся. Она помогает детям легче запоминать материалы, что позволяет им лучше усваивать новые знания и применять их на практике. Кроме того, использование мнемотехники развивает креативное мышление и ассоциативное мышление, что является важным навыком для будущей профессиональной деятельности.
Поэтому не стесняйтесь использовать мнемотехнику в школьной и повседневной жизни и наслаждайтесь преимуществами суперпамяти!
2024-02-14 15:04 Педагогические технологии и методики