Статьи

Блочно-модульная технология обучения: преимущества и недостатки.

Идея блочно-модульного обучения зародилась в 60-х годах ХХ века. Ее развивали и внедряли в образовательных учреждениях США, России и странах Европы. Польский педагог, член Польской Академии наук Чеслав Куписевич проводил экспериментальные исследования, посвященные проблеме неуспеваемости. Результатом его изысканий стала «варшавская» или «блочная» система управления образованием: преподаваемый материал разбивается на относительно самостоятельные информационные блоки, включающие в себя учебные цели и задачи, методические рекомендации и ориентиры, а также средства контроля и самоконтроля для проверки успешности выполнения учебных заданий. Доктора педагогических наук Пальмира Альбиновна Юцевичене и Мурат Аширович Чошанов также предлагали разделять преподаваемый материал на небольшие автономные части «микрокурсы», «мини-курсы» или «модули», и на их основе формировать учебный курс. Исследователь из США Джеймс Д. Расселл (James D. Russell) в своей книге «Модульное обучение: руководство по разработке, выбору, использованию и оценке модульных материалов» («Modular Instruction: A Guide to the Design, Selection, Utilization, and Evaluation of Modular Materials») изложил принципы модульной системы обучения и дал практические рекомендации по ее внедрению на уровне колледжей и заведений начальной и средней школы. Эти концепции легли в основу современных педагогических разработок в области блочно-модульного образования для школ и высших учебных заведений.
Блочно-модульное обучение – это способ организации учебного процесса и учебного материала, при котором изучаемая дисциплина делится на отдельные блоки (модули). При этом каждый модуль представляет собой законченный фрагмент программы, который содержит в себе учебные цели и задачи, методические рекомендации по достижению этих целей и задач, а также средства контроля для выявления уровня достижений образовательных результатов. Модули могут быть как самостоятельными, так и взаимосвязанными.
Цели модульного обучения:

  • развитие у детей самостоятельности и ответственности за результат;
  • индивидуализация образовательного процесса, т.е. предоставление всем детям возможности учиться сообразно их потребностям и способностям.
Блочно-модульное обучение базируется на следующих принципах:

  1. Деятельностный принцип: знания осознанно усваиваются только тогда, когда они систематически становятся предметом активных действий обучающихся. Педагог ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует их на достижение данной цели, определяет систему самоконтроля и механизм самооценивания достигнутых результатов. Благодаря этому образовательный процесс становится самоуправляемым и рефлексивным.
  2. Принцип развивающего обучения: задания выполняются с дозированной помощью педагога (подбадривание; указание ориентиров для решения возникших трудностей, а не предоставление готового варианта ответа; использование наводящих вопросов; применение аналогий и т.п.). Благодаря этому ребенок учится не бояться ошибок, извлекать из них пользу и постепенно переходит от решения учебных задач за счет помощи окружающих к самостоятельным решениям, основанным на полученном опыте и знаниях. Реализация данного принципа тесно связана с принципом дифференциации обучения, при котором ограничивается содержание и объем помощи обучающемуся, а практическая деятельность включает все формы учебной активности – индивидуальную, групповую и парную.
  3. Принцип программированного обучения: четкая и логичная структура образовательного процесса, поощрение активности и самостоятельности студента, индивидуализированный темп работы для каждого обучающегося, регулярная сверка промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности, самоконтроль и взаимоконтроль.
  4. Принцип интенсивности: процесс обучения должен быть эффективным, чтобы дети могли достигнуть максимального результата за минимальное время. Для этого из образовательной программы убирается «вода», и материал подается не просто в виде лекций, а с помощью визуально-графических методов, способствующих лучшему усвоению знаний (графики, диаграммы, интеллект-карты и т.п.).
В российской образовательной практике блочно-модульное обучение в основном применяется в системе высшего образования, но в последние годы начинает внедряться на уровне школ и даже детских садов.
Преимущества блочно-модульного обучения:

  • Гибкость и индивидуализация: модульное обучение позволяет обучающимся самостоятельно выбирать темп и глубину изучения материала, а также адаптировать программу под свои индивидуальные потребности и интересы.
  • По данным исследовательского центра филиппинского Государственного политехнического университета, опубликованным в международном журнале междисциплинарных исследований (IJMR) модульное обучение способствует повышению уровня мотивации и самостоятельности: модули, как правило, представляют собой небольшие, логически завершенные блоки, что делает их более интересными и понятными. Кроме того, модульное обучение требует от обучающихся большей самостоятельности и ответственности за свое обучение.
  • По данным вьетнамского университета Кан Тхо, опубликованным в универсальном журнале исследований в области образования, применение блочно-модульной системы способствует развитию креативности: студенты имеют свободу действий в выборе решений поставленных задач.
  • Улучшение качества усвоения материала: исследования вьетнамского университета Кан Тхо показывают, что модульное обучение способствует более глубокому и прочному усвоению материала, чем традиционное обучение.
  • Снижение уровня стресса: блочно-модульное обучение позволяет изучать в течение учебного дня 2-3 дисциплины, вместо 4-5, благодаря этому дети меньше устают, им легче концентрироваться на учебе, и они глубже понимают материал.
  • Повышение уверенности в себе: при блочно-модульном обучении дети понимают свои сильные и слабые стороны, учатся работать в своем темпе и оценивать свой прогресс относительно самих себя, а не сравнивать свои успехи с достижениями одноклассников.
  • Равномерность учебной нагрузки: дисциплины изучаются по единому алгоритму, каждой теме отводится оптимальное количество часов.
  • Развитие навыков тайм-менеджмента: благодаря большей степени свободы в образовательном процессе и большей личной ответственности за результат, дети учатся распределять свое время и силы.
К недостаткам блочно-модульного обучения можно отнести:

  • Необходимость тщательной подготовки учебных модулей и дополнительных материалов к ним. Это требует от педагогов высокого уровня квалификации и больших затрат времени и сил.
  • Сложность организации логической взаимосвязи между модулями: если модули в рамках одной дисциплины не взаимосвязаны друг с другом, обучающиеся могут испытывать трудности с пониманием материала.
  • Детям, никогда ранее не обучавшимся по модульной системе, необходимо адаптироваться к новой организации образовательного процесса, что может привести к временному незначительному снижению успеваемости.
  • Блочное обучение требует от детей высокого уровня самодисциплины, что подходит не каждому ребенку. Особенно трудно модульное обучение дается детям дошкольного возраста, т.к. у них еще недостаточно сформированы навыки, необходимые для успешного самообразования.
Блочно-модульное обучение – это эффективная образовательная технология, которая имеет ряд преимуществ перед традиционной системой обучения. Для реализации этих преимуществ важно тщательно продумывать структуру модулей и обеспечивать обучающихся необходимыми ресурсами.
2023-09-13 18:10 Педагогические технологии и методики