Проектная деятельность в образовательном центре «Орион»: путь к успеху и развитию
Современный мир предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Человеку в реалиях 21-го века необходимо быстро ориентироваться, самостоятельно ставить перед собой цели, намечать задачи, планировать свою деятельность и осуществлять поиск нужных решений. Поэтому и в обучении детей необходимы новые подходы. Одним из таких подходов является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательское обучение — это особый подход к образованию, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Преимущества проектной деятельности
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Проект для учащегося — это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала. Он позволяет проявлять себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, прикладывать знания, приносить пользу, демонстрировать достигнутые результаты. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В образовательном центре «Орион» ежегодно проходит Фестиваль исследовательских работ (ФИР), которому посвящается один модуль обучения; это пять недель работы над проектами. Проектно-исследовательская деятельность в рамках нашего центра закладывается с дошкольной академии, продолжаясь в начальном и среднем уровне. Также в исследовательских проектах участвуют дети, обучающиеся онлайн. Старшеклассники работают над индивидуальными проектами в течение всего учебного года, для них это является и профориентационным этапом обучения.
Методы и подходы
На начальных ступенях обучения проектно-исследовательская деятельность проходит с максимальным педагогическим участием. Педагог определяет цели, задачи, планирует результат, а дети учатся определенному алгоритму. Поэтому для обучающихся младшего уровня это — доступные творческие задания. Более старшие студенты самостоятельно разрабатывают маршрут проекта, планируют свою деятельность, распределяют задачи, формируют результат. Их проекты носят более научный характер. В помощь студентам нами был создан «Дневник разработчика проекта», в котором содержится теоретическая информация и заготовка для планирования всей работы.
Образовательное пространство центра «Орион» представляет собой гибридную обучающую среду, в которой переплетаются онлайн и офлайн форматы обучения. При подготовке Фестиваля исследовательских работ необходимо учитывать эту особенность, включать в процесс всех детей. Нами разработана четкая структура работы, которая применялась на всех уровнях обучения любого формата. Это позволило сделать фестиваль единым пространством с общим алгоритмом. Для детей это также служило опорным каркасом их исследовательской деятельности, позволяя осуществить более четкое планирование.
Для оценки результатов применяется прозрачная система критериального оценивания. В групповых проектах учитываются такие показатели как вклад всех участников группы в работу, распределение ролей; в индивидуальных и групповых проектах — умение планировать работу, оформление результата, культура выступления, уникальность работы и многое другое. Итоговым мероприятием Фестиваля исследовательских работ станет «Научная конференция», которая поможет ребятам раскрыть свой потенциал и талант перед сверстниками, педагогами, родителями и приглашенными гостями. Данный формат защиты станет отличной тренировочной площадкой для отработки студентами как ораторского искусства, так и навыка самопрезентации.
Научные обоснования
Образовательный центр «Орион» в Сочи активно использует проектные и исследовательские работы как метод обучения, что позволяет детям стать более активными участниками образовательного процесса. Основные аспекты проектной деятельности в «Орионе» включают метод активного обучения, разнообразие тем и форматов, поддержку и наставничество, а также обратную связь и улучшение программ.
Согласно статье «Проектная деятельность как эффективное средство формирования ценностно-ориентированной личности», проектная деятельность способствует развитию у студентов критического мышления, самостоятельности и целеустремленности, а также формирует их гражданскую позицию и нравственные качества. Внедрение проектного метода в учебный процесс позволяет студентам активно участвовать в познавательной деятельности, что делает обучение более интересным и эффективным.
Статья «Организация проектной деятельности студентов» подчеркивает, что проектная деятельность направлена на развитие у студентов практических навыков, критического мышления и способности к самостоятельной работе. Описываются различные подходы к организации проектной работы, включая групповые и индивидуальные проекты, которые помогают студентам развивать навыки сотрудничества и коммуникации.
В статье «Проектная работа студентов: как улучшить результат» обсуждаются вопросы организации проектной работы студентов как современного метода, позволяющего интегрировать теоретические знания с практическими навыками. Авторы подчеркивают необходимость учета поведенческих особенностей студентов и использования креативных методических материалов для повышения эффективности проектной деятельности.
Во время проведения Фестиваля исследовательских работ мы развиваемся вместе с ребятами и ищем именно то, что даст всем вдохновение для покорения новых вершин. Таким образом, проектные работы в образовательном центре «Орион» способствуют не только углубленному изучению предметов, но и развитию важных жизненных навыков у детей!