Статьи

Технология концентрированного обучения.

Описание данной технологии представляет собой интерпретацию довольно известных в педагогической практике методов «погружения в предмет». Начиная с Павла Петровича Блонского, они в той или иной степени разрабатывались и использовались в трудах Виктора Федоровича Шаталова и Александра Наумовича Тубельского. Концентрированное обучение в образовательной системе
В 1995 году Галимджан Гирфанович Ибрагимов успешно систематизировал методы, используемые в такой работе, и дал им психологическое обоснование.
Предпосылки создания: отсутствие у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.
Предлагаемые объяснения: в соответствии с классно-урочной системой организации обучения материал в учебных программах и учебниках искусственно разбит на относительно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, параграфы.
Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. В день преподают по 3-6 разнородных дисциплин, в неделю — 8-11.
Усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время. Есть случаи, когда предметы, рассчитанные на 34 часа, изучаются в те чение целого учебного года — уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раз дробленных знаний, которые к тому же быстро забывают ся.
И связано это с тем, что классно-урочная система обучения противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку уроки по одной дисциплине имеют длительный временной разрыв и разбавляются другими, логически не привязанными к ним предметами, полученная на одном занятии информация к следующему уроку уже забывается.
Г.И. Ибрагимов убедительно доказывает, что подобное сильно рассредоточенное во времени изучение предметов — это неэффективный способ организации учебного процесса, противоречащий физиологическим и психологическим закономерностям восприятия и запоминания информации человеком.
Учащиеся в течение дня изучают несколько разнохарактерных предметов. После завершения занятий дети готовятся к урокам на завтра: это еще четыре-пять различных дисциплин. В результате как минимум десять разно родных интересов за день, десять пережитых впечатлений, порой никак между собой не связанных и не связуемых. И так изо дня в день, в течение почти всех лет обучения в школе. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, заду маться поглубже над заинтересовавшим вопросом, углубиться в изучаемый материал. На переключение с одного предмета на другой тратит ся масса энергии — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость.
Каждый урок — это новая доминанта для учащихся, на которую необходимо соответствующим образом на страиваться, чтобы осуществлять учебную деятельность. Подобная частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов и педагогов приводит к тому, что школа ежечасно и неустанно, по алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся. Такая организация учебного процесса является одной из главных причин повышенной нервозности, быстрой утомляемости и раздражительности у детей. Это в итоге приводит к низкой эффективности учебного труда и негативно сказывается на успеваемости.
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества преподавания и воспитании учащихся че рез создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, приближенной к естественным психологическим особенностям восприятия и усваивания информации.
Сущность концентрированного обучения:

  • непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и заканчивая формированием умений пользоваться изученным материалом);
  • единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины для обеспечения прочного ус воения знаний;
  • сокращение числа одновременно изучаемых дис циплин;
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся;
  • вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию учебного материала, с учетом особенностей динамики работоспособности учащихся и педагогов;
  • сотрудничество между учащимися, а также между педагогами и учащимися.
Применение концентрированного обучения позволяет логически обоснованно связать изучаемые дисциплины и создать единую систему образовательного процесса, адаптированную под психологические и физиологические особенности восприятия и усваивания информации ребенком.
2019-05-07 06:23 Педагогические технологии и методики